Быховский Александр Яковлевич
Наследие Александра Яковлевича Быховского
В 2005 году художница по костюму Мариам Александровна Быховская подарила Музею личных коллекций около 30 графических работ своего отца, Александра Яковлевича Быховского (1888–1978). Имя его почти не упоминается в исторических обзорах отечественного искусства – ни в официальных, ни в альтернативных. Он не входил в творческие объединения, редко выставлялся. Будучи одним из тех, кто искренно и безоглядно воспринял нравственные идеалы революции, всю свою долгую жизнь Александр Быховский был верен «чувству изобразительного пространства», которое он ощутил в начале 1920-х годов. Сохранившееся на сегодняшний день в поле зрения специалистов наследие художника весьма невелико, особенно если его сравнить с огромным объемом работ, которых тем не менее вполне достаточно, чтобы составить представление о сильной, необычной личности и о масштабе дарования Александра Яковлевича.
Индивидуальный почерк художника сложился в самом начале 1920-х годов – в его плакатах. В основе авторского стиля лежал, как это ни парадоксально, опыт, полученный юным Быховским в иконописной мастерской, а некоторые технические приемы альфрейных работ, когда оштукатуренная поверхность расписывалась под мрамор или дерево с помощью трафарета и «набрызга», органично вошли в арсенал художественных средств мастера. Произошло уникальное совмещение приемов иконописи с принципами конструктивизма. Быховскому удалось на практике не только выявить сходство этих столь разных изобразительных систем в сфере активного воздействия на зрителя, но и дотронуться до более глубокого философского родства иконописи и авангарда, которое будет осмыслено отечественным искусствознанием через многие десятилетия.
К этому необычному синтезу следует добавить и традицию еврейского искусства, проявление черт которой достаточно ощутимо. Столь разнородные влияния, замешанные на пафосе страстного порыва и динамического напряжения, привели художника к созданию собственного, достаточно скупого, но очень экспрессивного изобразительного языка, который наиболее очевидное отражение нашел в графике.
Собрание в ОЛК представляет разные стороны творчества художника. Его ядром является серия рисунков углем к кинофильму «Любовь и ненависть», выполненных в 1934–1935 годах. Кинофильм «Любовь и ненависть» был посвящен гражданской войне: события разворачиваются в 1919 году в шахтерском поселке, оккупированном белыми, где остались только женщины, дети и старики. Фильм снимался режиссером А.А. Гендельштейном на студии «Межрабпомфильм». Главные роли в фильме исполняли Вера Марецкая, Михаил Жаров, Николай Крючков, Эмма Цесарская. Эта одна из немногих художественных картин режиссера Альберта Александровича Гендельштейна (1906–1981) имела огромный успех и единодушную хвалебную прессу. В Советском Союзе и за рубежом ее сравнивали с «Броненосцем "Потемкин"» и «Чапаевым». В 1940-е годы фильм «Любовь и ненависть» был снят из проката и надолго забыт.
Помимо раскадровок к фильму, в ОЛК представлены ранние зарисовки с натуры и сатирические рисунки; несколько произведений 1920-х годов, из которых следует выделить эскиз 1927 года для обложки нотной тетради «Руфь» композитора Л.Г. Ямпольского; эскизы павильона «Иркутск» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1937 года; эскизы панно «Вестники славы» конца 1940-х годов.
Теперь Музей будет обладать достаточно представительной коллекцией-фондом. Она станет основой для дальнейшего изучения творчества художника и определения его места в пестрой мозаике отечественной истории искусства XX века, которая без его имени, как стало очевидно, была бы неполной.