Степанов Евгений Яковлевич

Коллекция Евгения Яковлевича Степанова

Коллекция Евгения Яковлевича Степанова включает произведения кабинетной анималистической скульптуры. Интерес коллекционера к анималистической теме и в первую очередь к изображениям лошадей не был случайным. В годы Великой Отечественной войны 1941-го года он воевал в коннице генерала Доватора, участвовал в битве под Москвой, в боях под Тихвином и Орлом. Войну окончил полковником. За боевые заслуги Степанов был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. И в послевоенные годы, будучи ветеринаром по профессии, Евгений Яковлевич отдавал свои силы и знания этим красивым и благородным животным. И неслучайно его пристрастия в искусстве распространились, прежде всего, на анималистический жанр. Название жанра происходит от латинского «animal» — животное. Анималистический жанр — древнейший в изобразительном искусстве. Он был широко распространен в западноевропейском искусстве, а в России появился лишь в первой половине XVIII века. Первым известным в России немецким анималистом был И.-Ф. Гроот, работавший в Росси в середине XVIII века, однако, основателем анималистического жанра в русской скульптуре принято считать П.К. Клодта.

Коллекция Степанова пополнялась произведениями на протяжении пятидесяти лет — с 1925 по 1975 годы. Она состоит из произведений русских, французских, немецких и австрийских мастеров второй половины XIX века. Русская школа анималистической скульптуры представлена произведениями П.К. Клодта, Н.И. Либериха, Л.В. Позена, Е.А. Лансере, В.Я. Грачева и П.Н. Тургенева. Среди западноевропейских мастеров — произведения известных французских скульпторов: Э. Фремье, П.Ж. Мена и А. Жакмара, а также скульптура австрийских мастеров, самым известным из которых является Ф. Горник. В западноевропейской части собрания встречаются экспонаты редкие, а порой даже уникальные для российских музеев.

Русская и западноевропейская камерная бронза со второй половины XIX века принадлежала к числу тех произведений искусства, которые наиболее часто встречались в художественных собраниях русского дворянства, интеллигенции и купечества. Бронзовыми статуэтками украшали гостиные и кабинеты особняков, приемные юристов и врачей. Небольшая бронзовая скульптура считалась прекрасным подарком. Традиция её коллекционирования сохранилась до настоящего времени, дважды пережив эпоху своего расцвета: во второй половине XIX века и в советское время — в послевоенные годы. Техника бронзового литья по готовой форме позволяла повторять произведения, поэтому повторения скульптуры встречаются в разных как музейных, так и частных собраниях.

В 1890–1900 годах русская и западноевропейская анималистическая скульптура приобреталась крупными государственными музеями России: Румянцевским музеем в Москве, Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге. В советское время самыми известными собраниями бронзовой скульптуры малых форм были коллекции А. Гордона (в последствии переданное в ГТГ), Т. и А. Шилиных, Е.Я. Степанова (переданная ГМИИ).

Первая бронзовая скульптура, положившая начало собранию, появилась в доме Степанова в 1925 году, а последнее приобретение было сделано в 1975 году. Самый активный период формирования коллекции, состоявшей из 36 произведений, пришелся на 50–60-е годы.

Произведения для своего собрания Евгений Яковлевич и его супруга художник-график Елена Николаевна Орловская приобретали в основном в антикварных салонах, которые в послевоенные годы отличались особенным изобилием подлинных произведений искусства. В магазине на Арбате были куплены небольшие бронзовые скульптуры Клодта и Лансере, Жакмара и Монье.

Коллекция Степанова отличается многообразием представленных в ней сюжетов: это и исторические сцены, и сцены охоты, скачек, сражений, и фигуры всадниц и лихих наездников, и фигурки животных.

В собрании Степанова находятся три небольшие бронзовые скульптуры Петра Клодта, автора знаменитых коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Отличительной особенностью его произведений являются монументальность пластических форм и чистота стиля. Клодт прекрасно владел техникой бронзового литья, что позволяло ему самостоятельно отливать собственные модели малых форм. К таким произведениям можно отнести и три анималистические скульптуры из коллекции Степанова. П.К. Клодта принято считать основателем анималистического жанра в русской скульптуре. Позднее, спустя почти столетие, творческие достижения последователей и учеников Клодта — Либериха и Лансере, принесли этому жанру необыкновенную популярность в русском искусстве второй половины XIX века.

Трогательную сцену общения лошади с только что родившимся жеребенком, Клодт мастерски запечатлел в своей композиции. В этой простой сценке скульптор передал доверчивость и незащищенность малыша и нежную заботу о нем матери. Пластика перетекающих объемов и линий подчеркивает их неразрывное единство. Эта же тема воплощена и в другой бронзовой статуэтке француза П.Ж. Мена Кобыла, играющая с жеребенком, но в отличие от скульптуры Клодта в ней запечатлено активное движение.

В изображениях коней — Арабский жеребец и Тяжеловоз, — скульптор также достигает большой выразительности. Здесь ему помогают доскональное знание анатомии благородных животных, их повадок, характеров и поведения.

В отличие от манеры Клодта, работавшего обобщенными пластическими объемами, в скульптурах его ученика Н.И. Либериха присутствует тонкая, почти ювелирная, проработка форм. Однако обилие деталей не нарушает цельности его произведений. Тема охоты, излюбленного увлечения русского дворянства XIX века, особенно была распространена и очень популярна в скульптуре того времени. В жанровой сцене После охоты Либерих показал финал, когда спешившиеся всадники усмиряют разгоряченных борзых.

Большинство произведений известного мастера анималистической скульптуры Лансере отличаются повествовательным характером. Довольно часто он изображает драматические сцены, наполненные активным действием, движением. В композиции Охота с гончими показан захватывающий момент охоты: несущихся вслед за борзыми по лесной поляне охотников.

В свои произведения скульптор вводит элементы пейзажа, для того чтобы связать фигуры с определенным природным ландшафтом. В композициях Лансере почти всегда присутствует какой-то определенный сюжет. Это могут быть исторические сюжеты, как, например, в композиции Царский сокольничий XVII века и Запорожец после битвы. Или же сюжеты из жизни и быта разных народов. Художника привлекают яркий национальный, или даже скорее этнический колорит. Донской казак-фуражир; Киргиз с беркутом; Башкир, ветрено. Большое внимание Лансере уделяет изображению национальных костюмов, снаряжения всадников и оружия. Он продумывает все до мельчайших деталей.

Произведения русского эмигранта, сына декабриста, П.Н. Тургенева хранятся во Франции и в собраниях российских музеев встречаются крайне редко. В анималистическом жанре он начал работать уже в те годы, когда обучался в мастерской парижского скульптора-монументалиста Э. Фремье. Среди лучших работ Тургенева небольшая бронзовая фигура Драгун на коне, созданная в конце XIX века. В коллекции Степанова есть и произведения самого Фремье, но они не являются характерными для творчества этого мастера. Скульптуры Старая собака и Две таксы с улиткой выразительны и харáктерны.

Забавная сценка Собака с черепахой другого французского скульптора А. Жакмара, привлекает особенное внимание юных посетителей музея. Любопытство, с которым щенок изучает черепаху, передано мастером настолько живо, что нельзя не отдать должного его мастерству и наблюдательности. Мастерски переданное ощущение захватывающей игры в композиции Ж. Монье Две играющие собаки также свидетельствует о высоком профессионализме и опытности скульптора. Представляет интерес скульптурная группа Тяжеловозы с бороной австрийского мастера конца XIX — начала XX века Ф. Горника. Взмыленные лошади, запряженные в борону, тяжелой поступью ступают по непаханой земле.

Сайты Музея