Зильберштейн Илья Самойлович
Коллекция Ильи Самойловича Зильберштейна
Среди частных коллекций послереволюционной России собрание Ильи Самойловича Зильберштейна занимает особое место — не только и не столько по количеству произведений русских и западноевропейских мастеров (хотя это количество превышает две тысячи), сколько по их высоким художественным достоинствам и исторической ценности. Собиранию коллекции Илья Самойлович посвятил всю свою жизнь. Он родился в Одессе 28 марта 1905 года. По окончании школы учился в Новороссийском, а с 1923 года — в Ленинградском университете на историко-филологическом факультете.
Любимым занятием Зильберштейна в юные годы было рассматривание в букинистических лавках книг и журналов по изобразительному искусству. Особое предпочтение отдавалось журналам «Старые годы» и «Аполлон». Статьи об искусстве Александра Бенуа и Сергея Эрнста, напечатанные в них, произвели огромное впечатление на юношу и стали первой школой искусствоведения. Став студентом философского факультета, он пишет свои первые статьи, позже, живя в Ленинграде, сближается со многими интересными людьми своего времени — с пушкинистом и историком П.Е. Щеголевым, художником, искусствоведом и коллекционером С.П. Яремичем, сестрой знаменитого художника Константина Сомова - А.А. Сомовой-Михайловой. Круг общения Зильберштейна со знатоками искусства расширился после его переезда в 1930-е годы в Москву. Он с благодарностью вспоминал имена московских коллекционеров: Н.П. Пахомова, Н.В. Власова, искусствоведа и собирателя П.Д. Эттингера. Все они сыграли важную роль в духовном формировании будущего коллекционера и способствовали приумножению его коллекции.
С 1926 года Илья Самойлович начал публиковать свои первые статьи и книги, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева. В Москву Зильберштейн переехал в связи с предложением подготовить к изданию собрание сочинений А.П. Чехова. Уже с марта 1931 года приступил к осуществлению своей заветной мечты — изданию сборников публикаций архивных материалов по истории русской литературы и общественной мысли, назвав эти сборники «Литературное наследство». С этого времени на протяжении 57 лет (до своей кончины 22 мая 1988 года) он был бессменным руководителем этого всемирно известного уникального издания, насчитывающего почти сто томов, половину из которых он подготовил лично. "Мой труд в 45 книгах «Литературного наследства»", — писал он в своей автобиографии. Свои исследовательские интересы И.С. Зильберштейн распространил и на область искусствознания. В 1948–1949 годах вышло в свет два тома издания «Художественное наследство», посвященных И.Е. Репину. Вслед за этим появились книги «Александр Бенуа размышляет» (1968), «Константин Коровин вспоминает» (1971), «Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников» (1971), «Сергей Дягилев и русское искусство» (1982), «Валентин Серов в переписке, документах и интервью» (1988).
Блистательная деятельность Зильберштейна как исследователя новых архивных материалов определила и характер его коллекционерских поисков. Начало собрания было заложено еще в юности в Одессе, когда Зильберштейну посчастливилось приобрести два первоклассных рисунка Бориса Григорьева. А спустя 60 лет на основе его собрания можно было издать историю русского рисунка и акварели конца XVIII — начала XX века: почти все значительные имена имелись в нем; количество же работ каждого из мастеров далеко превосходило масштабы частного собирательства. Однако при всем многообразии и широте собрания Зильберштейна в нем (как и в каждой коллекции) есть основное ядро, которое отражает личные пристрастия коллекционера.
Русский раздел собрания составляют более чем 60 работ И.Е. Репина, 22 рисунка П.А. Федотова, произведения группы художников объединения начала XX века «Мир искусства», почти 50 работ Л.С. Бакста и столько же — К.А. Сомова, 72 рисунка А.Н. Бенуа и многих других.
Ведущие мастера этой группы представлены в коллекции своими лучшими работами. Это — известная серия иллюстраций А.Н. Бенуа к поэме А.С. Пушкина Медный всадник, выполненная в 1903–1918 годах, его работа Король прогуливается в любую погоду (1898) или эскизы к балету Петрушка (1911) на музыку Игоря Стравинского. Ни в одном музее России нет полного собрания эскизов Л.С. Бакста к какой-либо театральной постановке, и только коллекция Зильберштейна обладает таким сокровищем — эскизами к постановке балета на музыку Ж.Ж. Роже-Дюкасса Орфей, созданным в 1914–1915 годах. Одновременно с работой в театре Бакст пишет и рисует множество портретов. В коллекции Зильберштейна — портрет знаменитой балерины Анны Павловой (1908) и портрет не менее прославленной танцовщицы Айседоры Дункан (1908).
Первоклассные графические листы З.Е. Серебряковой соседствуют с театральными работами С.В. Чехонина и М.В. Добужинского. Здесь же мы увидим один из лучших рисунков ВА. Серова — портрет бельгийского скрипача Эжена Изаи (1903), семь рисунков М.А. Врубеля, портрет Федора Шаляпина (1920–1921) работы Б.М. Кустодиева, наиболее удачный портрет знаменитого артиста и одновременно один из лучших рисунков художника, и много других не менее достойных работ.
Основной состав коллекции Зильберштейна — это графика, число живописных произведений, не превышает сотни. В экспозиции представлены первоклассные работы: парадный портрет Генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого (1799) кисти В.Л. Боровиковского, изысканное жанровое полотно По канату (1866) Л.И. Соломаткина, редкостный городской пейзаж А.П.Боголюбова Вид Храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. (1880), особо ценный для нас еще и как вид улицы Волхонки, на которой стоит Музей личных коллекций.
Особенно пристальное внимание уделял И.С. Зильберштейн творчеству Репина. В коллекции представлена едва ли не самая поэтическая картина мастера Летний пейзаж. Абрамцево (1879), На охоте. Портрет дочери Нади (1892). Помимо тринадцати картин маслом коллекционеру удалось собрать более 50 графических работ Репина, и среди них такие известные рисунки, как Портрет писателя Н. Лескова (1889), Л.Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами (1891) или М. Горький читает свою драму «Дети солнца» (1905).
От большинства коллекционеров Зильберштейна отличало стремление к научному осмыслению собранного: он не только радовался своим находкам, но и изучал их самым тщательным образом, публиковал сам и охотно предоставлял такую возможность другим исследователям. Важнейший раздел его коллекции послужил материалом для большой монографии «Художник-декабрист Николай Бестужев», изданной в Москве, в 1977 году. Это 76 портретов декабристов и их жен, выполненных им в Читинском остроге и Петровской тюрьме в 1828 - 1839 годах. Невозможно переоценить значение портретной галереи Бестужева: лица многих декабристов, отбывавших каторгу в Сибири, известны нам теперь только по портретам, им исполненным. Поисками этой портретной галереи занимались многие исследователи еще с начала нашего столетия, но лишь Зильберштейну посчастливилось найти ее в 1945 году.
Много работая в архивах и хорошо понимая ценность документального материала, Зильберштейн с большим почтением относился к рабочим эскизам и наброскам художников. В свое время он приобрел папку с рабочими рисунками А.И. Иванова, А.А. Иванова и А.Е. Егорова: первые мысли — беглые карандашные зарисовки, композиционные наброски известных картин, штудии натурщиков. Собрание Зильберштейна позволяет проследить, с каким чувством красоты, гармонии, с какой отточенной пластичностью выполнены учебные рисунки Александра Иванова (1806–1858) — как много в этом не только серьезного понимания поставленных задач, но и умения и таланта. Имеется в коллекции Зильберштейна и интереснейший альбом К.П. Брюллова, на его страницах — портреты, жанровые сцены, наброски композиций. Коллекция Зильберштейна во многом обязана собраниям А.И. и К.А. Сомовых, С.П. Яремича, от которых к нему перешли замечательные графические листы как русских, так и западноевропейских мастеров. К ним принадлежат пять редких рисунков художника второй половины XVIII столетия И.А. Ерменева, выполненных в Париже в 1780-е годы. Младшими современниками Ерменева были представленные в коллекции пейзажисты М.М. Иванов и француз, работавший в России — Ж.Б. де ла Траверс. Последний оставил нам виды русских городов, монастырей и усадеб. Первая половина XIX века, время блистательного расцвета русской графики, представлена в коллекции именами О.А. Кипренского, А.О. Орловского, П.А. Федотова, А.П. Брюллова, В.С. Садовникова, А.Г. Венецианова.
Западноевропейский раздел формировался И.С. Зильберштейном не так последовательно, как русский, но включает ряд значительных произведений. Живописный раздел коллекции Зильберштейна невелик, но весьма разнообразен. Здесь находятся уникальные картины художников XVII века – утрехтского караваджиста Яна Ван Бейлерта Гранида и делфтского мастера Питера Борма Флора, представляющие собой редкие образцы искусства этих голландских живописцев. Среди них особенно выделяется картина Я. Ван Бейлерта. В этом поясном изображении персонажа голландской пасторальной пьесы отразилось восприятие северным мастером творчества великого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Примечателен также традиционный для Голландии цветочный натюрморт антверпенского мастера Яна Батиста Босхарта. Тщательно выписанные цветы контрастно выделяются на черном фоне, и каждый из них скрывает свое собственное аллегорическое значение.
С немецким искусством XVIII века знакомит работа Общество на фоне пейзажа неизвестного художника, подражавшего голландским живописцам XVII века, следуя вкусам своих соотечественников и современников, предпочитавших голландскую живописную школу предыдущего столетия всем остальным европейским школам. Семейный портрет (1857) кисти Карла Вильгельма Фидриха Эстерли свидетельствует о развитии реалистического искусства Германии середины XIX столетия.
Большой интерес представляет Портрет графа В.В. Орлова (1811) кисти известного венгерского художника эпохи романтизма Яноша Ромбауэра.
Не менее ценную часть коллекции демонстрируют произведения французской школы. Два полотна XVII века принадлежат неизвестному художнику круга мастера батальных сцен Жака Куртуа, помещавшего драматичные кавалерийские схватки в пейзажи, окутанные желтоватыми облаками дыма и пыли. Портрет одного из самых могущественных британских политических деятелей начала XVIII века Роберта Уолпола исполнен неизвестным французским мастером эпохи барокко. Художники первой половины XIX века представлены камерным женским портретом кисти Антельма Лагрене, участника парижских Салонов, известного миниатюриста, в 1817-1825 годах работавшего при дворе императора Александра I, его изящные портреты, стилизованные под античные камеи, снискали огромную популярность в среде русской аристократии. Живопись этого периода также характеризует работа Нимфа и Амур кисти Нарсиса Виргилио Диаса де ла Пенья (сына испанских эмигрантов), который в своем творчестве был близок барбизонской школе французских живописцев-пейзажистов.
Известный художник, искусствовед и музейный деятель И.Э. Грабарь описывал коллекцию Зильберштейна как «московское собрание, особенно богатое редчайшими старинными графическими материалами». Большую ценность разделу западноевропейского рисунка придают несколько первоклассных листов XVI века, среди которых — рисунок фламандского художника Бартоломеуса Спрангера Святой Мартин, датированный 1596 годом, и рисунок генуэзского мастера Луки Камбиазо Снятие с креста. Оба рисунка отличаются свободой, аристократичностью, столь характерной для рисовальщиков этой эпохи.
Раздел голландского рисунка, представленный в основном работами мастеров XVII века, невелик. В рисунке Авраам и Исаак на пути к жертвеннику (1643) всего несколькими штрихами художник трансформирует чистый лист бумаги в пространство, на фоне которого разворачивается библейский сюжет. Этот замечательный рисунок до того, как попасть к Зильберштейну, входил в состав старых московских коллекций, и был определен директором Венской Альбертины, профессором Отто Бенешем в 1962 году, как композиция кисти Рембрандта ван Рейна; в настоящий момент в результате переатрибуции рисунок приписывается руке знаменитого художника. В коллекции также находятся листы голландских мастеров – современников Рембрандта, таких как Абрахам Блумарт, Леонар Брамер, Корнелис ван Пуленбург.
Более обширна коллекция французского рисунка. XVII век представлен именем Жана Лепотра и его рисунком Во дворцовых покоях (1654), доносящим до нас дух торжественного и пышного великолепия, царивший во французском искусстве времен Людовика XIV.
О французском рисунке XVIII века дают представление листы Гюбера Робера, Ж.Ф. Жанине, Автопортрет (ок. 1800) знаменитой Луизы Виже-Лебрен, исполненный в России, где художница нашла пристанище, бежав из Франции, охваченной революцией. Два замечательных рисунка Молодой человек в цилиндре и Это, это годится только для кладбища! принадлежат художнику конца XIX века Ж. Л. Форену.
Значительное место в коллекции занимает группа рисунков и акварелей выдающихся архитекторов эпохи барокко и классицизма – среди них художники из прославленной династии театральных декораторов Галли ди Бибиены, а также блистательные мастера Джузеппе Валериани, Пьетро Гонзага, Джакомо Кваренги, Доменико Жилярди, Тома де Томон, Чарльз Камерона. Их произведения составляют наиболее целостную группу среди других западноевропейских рисунков. Работы итальянских художников-декораторов представлены с наибольшей полнотой (более пятидесяти листов из ста). Многие из этих мастеров работали в России при императорском дворе и по заказам русской знати в середине XVIII и в начале XIX века.
Илья Самойлович называл коллекционерство болезнью или страстью. В самом деле, каким словом обозначить то неистовое стремление, с каким он разыскивал исчезнувшие портреты декабристов? Или сотни других реликвий русской и мировой культуры, которые должны стать достоянием всех людей? Историю необходимо сделать близкой и понятной — в живых картинах ушедших дней, в портретах лиц, участвовавших в этой истории, в видах городов, оставленных нам художниками.
Коллекция И.С. Зильберштейна — это небольшой музей русского и западноевропейского искусства, очень целостный в своем составе. Таким он и остался после того, как в 1987 году Илья Самойлович передал свою коллекцию в ГМИИ. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы расстаться с такой замечательной коллекцией, и большой мудростью, чтобы понять, что только этот шаг — передача коллекции государству — единственная возможность сохранить ее.
В 2000-х собрание И.С. Зильберштейна пополнилось дарами вдовы коллекционера, Наталии Борисовны Волковой.
В 2002 году Наталия Борисовна передала Отделу две крупноформатные работы скульпторов русского зарубежья, работавших в первой половине ХХ века в Париже и Америке – Наума Аронсона и Серафима Судьбинина – авторов, чьи произведения редки для российских музейных собраний.
Оба скульптора демонстрировали новые приемы лепки. Пластическая лексика этих мастеров сформировалась в период обучения в Париже. В их творчестве сочетались переосмысление классического академического стиля и новаторские тенденции импрессионизма, символизма и модерна, характерные черты которых – свободные фактурные приемы, сложная игра линий и силуэтов, декоративность и утонченная стилизация образов.
Наум Львович Аронсон (1872–1943), уроженец местечка Креславка Витебской губернии, мастер многофигурных композиций и скульптурного портрета, представлен работой «Голова юноши», созданной из мрамора в 1904 году в Париже, которая относится к раннему периоду творчества скульптора. Аронсон тяготел к традициям реалистического портрета, идущих от академизма и передвижничества. Реалистический психологизм и строгая структурность формы обогащаются благодаря импрессионистическим приемам путем противопоставления гладко обработанной поверхности лица и тела и шероховатой природы камня, ее «подвижной» фактуры, создающей вокруг объема свою световоздушную среду. Возможно, что эта скульптура под названием «Подросток» или «Эфеб (бюст юноши)» могла быть экспонирована на выставке «Нового общества художников» в Петербурге в 1904 году, одним из учредителей которого являлся Наум Аронсон.
Серафим Николаевич Судьбинин (1867–1944), выходец из нижегородских купцов-старообрядцев, внук иконописца, с 1904 года жил в Париже, был учеником и помощником великого Родена, мастера, ставшего выразителем новых художественных возможностей. Родену Судьбинин обязан глубоким пониманием роли светотеневой моделировки и образности линии. Произведения, созданные Судьбининым в период тесного контакта с Роденом, отличаются экспрессией пластического языка и глубоким психологизмом.
Скульптура «Христос в терновом венце» – погрудная, исполнена в гипсе, вероятно, во второй половине 1910-х годов. Образ Спасителя решен с большим драматизмом – с закрытыми глазами и напряженно сведенными плечами, в состоянии глубокой сосредоточенности, полной отрешенности, он пребывает в ином мире. Эффектно трактована голова: архаического типа лицо с чувственными чертами и декоративно оформленная борода как на ассирийский рельефах, в упругих прядях волос – ломаная линия колючего венца. Мастер сочетает декоративную красоту контура с пластической сочностью скульптурных форм.
В 2007 и 2008 годах Наталия Борисовна передала мемориальные предметы из кабинета И.С. Зильберштейна – часы, ручку, фотографии разных лет, издания 1930-х годов, посвященные А.С. Пушкину, которые были одними из первых литературоведческих исследований ученого, пригласительные билеты многочисленных творческих встреч Зильберштейна и три камерных скульптурных портрета – Пушкина и Вольтера работы неизвестных мастеров и бюст Адама Мицкевича (1886) лепки Роберта Романовича Баха, скульптора-портретиста, академика Императорской Академии художеств.
Еще одним уникальным даром Наталии Борисовны Волковой стало первое издание 1831 года трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» с авторской надписью поэту Евгению Баратынскому. Этот бесценный подарок был сделан в 2012 году, когда ГМИИ отмечал 100-летний юбилей, в знак памяти о благородном деянии И.С. Зильберштейна в создании Музея (ныне – Отдела) личных коллекций.