Козинцева Любовь Михайловна
Наследие Любови Михайловны Козинцевой
Имя Любови Михайловны Козинцевой долгие годы оставалось в тени знаменитых брата и мужа – известного кинорежиссера Григория Михайловича Козинцева и писателя Ильи Григорьевича Эренбурга. Художнице не удалось занять достойное место в истории отечественного искусства: пик максимальной творческой активности пришелся на 1920-е годы, а позже ее лирическому таланту суждено было реализоваться в «домашней среде», среди узкого круга друзей и почитателей.
Любовь Михайловна Козинцева (1900, Киев – 1970, Москва) получила художественное образование в 1918–1919 годах в частной школе-студии А.А. Экстер в Киеве. Студия Александры Экстер – «Мастерская декорационного искусства» – была в те годы местом, где собирались талантливые молодые люди, которым впоследствии суждено было сыграть значительную роль в культурной жизни России. У Экстер занимались Александр Тышлер, Надежда Мандельштам, там бывали Виктор Шкловский, Осип Мандельштам, Илья Эренбург.
1920-е годы стали для Любови Козинцевой «золотым десятилетием»: вместе с мужем, И.Г. Эренбургом, она много путешествует, общается со знаменитыми художниками, в том числе с Пабло Пикассо, принимает участие во многих европейских художественных выставках, проходивших в Берлине в 1921–1922 годах; в Праге, Брно, Ганновере, Антверпене в 1923 году и в Париже в 1926–1927 годах. К сожалению, работ этого периода практически не сохранилось, и мы можем судить об авангардном периоде художницы только по воспоминаниям современников. В 1930–1940-е годы творческая манера Козинцевой изменяется, она продолжает работать в основном в графике, много иллюстрирует. В последующие годы в Париже, и в Москве художница продолжает и рисовать, и писать маслом, но ее творчество приобретает подчеркнуто камерный характер.
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится около 90 живописных и графических работ Л.М. Козинцевой, переданных в дар Музею наследницей – Валентиной Георгиевной Козинцевой. Наибольший интерес представляют живописные произведения – большей частью это натюрморты, но есть также два портрета – матери художницы и друга семьи Эренбургов И. Путермана. Натюрморты, исполненные в период с середины 1930-х до1940-х годов, написаны маслом на мелкозернистом холсте и на картоне. Кроме того, коллекция включает натурные работы гуашью, выполненные на юге Франции, эскизы иллюстраций и два альбома с набросками.
Графика и живопись Любови Козинцевой дополнит комплекс произведений искусства и документов, связанных с семьей Эренбургов, поскольку в Отделе графики Музея хранится около трех десятков работ западной графики из коллекции семьи Эренбургов, а в Отделе рукописей – часть архива писателя, в том числе и сделанные им фотографии.