Чуванов Михаил Иванович

Коллекция Михаила Ивановича Чуванова

Большая часть жизни М.И. Чуванова была связана с книгами и книгопечатанием. Он прошел путь от типографского рабочего до заведующего типографией, был знатоком библиографии и палеографии. Известность среди коллекционеров ему принесла замечательная коллекция рукописей и книг, а также разного рода печатных изданий, выходивших в России в революционные и первые послереволюционные годы. Чуванов был знаком с В.А. Гиляровским, М.А. Булгаковым, Ю.К. Олешей, И.А. Ильфом, К.Г. Паустовским и многими другими писателями, коллекционерами книг. В его библиотеке находились прижизненные издания Андрея Белого и М.И. Цветаевой с автографами поэтов.

О том, как Михаил Иванович собирал книги, написано много, но о его коллекции икон не известно практически ничего. Чуванов был человеком верующим, старостой Преображенской старообрядческой общины. Со свойственными старообрядцам тщательностью и бережным отношением к религиозным и художественным традициям православной церкви собирал Михаил Иванович свою коллекцию. Произведения иконописи из собрания Чуванова охватывают широкий временной интервал — с XV по XIX век. В нем есть образы, исполненные на очень высоком художественном уровне, однако большая часть коллекции представлена типовыми иконами, теми, что в любом русском доме являлись неотъемлемой частью жизни и быта. Они, несомненно, представляют большой интерес как предметы, которые сопровождали человека в повседневности, участвовали в формировании его мировоззрения и художественного вкуса. Их сюжеты и композиционные решения традиционны. Техника исполнения позволяет приписать создание многих из них московским иконописным мастерским, хотя в собрании Чуванова представлены и новгородские иконы, и «северные письма».

Еще при жизни, в 1988 году, Чуванов передал свою коллекцию икон в дар Отделу личных коллекций. В экспозиции представлена лучшая часть этого собрания. Икона Спас в силах конца XV — начала XVI века демонстрируется в зале постоянно, являясь лучшим произведением в собрании Чуванова. Образ Христа в золотистых одеждах кажется воплощением евангельских слов: «Я — свет миру» (Ин 8: 12). Письмо иконы отличается мягкостью и гармоничностью — чертами, характерными для московской иконописи рубежа XV–XVI веков.

Большинство других икон образуют «подвижную» часть экспозиции. Созданные в XV веке в Новгороде Образы архангелов Михаила и Гавриила самые древние в собрании икон Отдела личных коллекций. Скованные позы, трактовка одежд как больших, ровных цветовых плоскостей, лишь изредка нарушаемых линиями складок, пропорции ликов с узкими лбами и довольно тяжелой нижней частью, — все эти черты выдают работу провинциального мастера.

В собрании Чуванова находилось восемь Икон-миней XVII века. Каждая из них представляет собой своего рода календарь «в образах». «Минея» происходит от греческого слова «месяц», поэтому каждая из икон соответствует одному из месяцев литургического года. На минейных иконах в три ряда показаны святые, память которых празднуется в тот или иной месяц, и сцены двунадесятых праздников. Над всеми фигурами — поясняющие надписи и числа. Средник этой иконы, в котором, скорее всего, был помещен образ Богоматери Тихвинской, не сохранился. Изображения в клеймах написаны миниатюрно и тонко, в обычной манере мастеров Строгановской школы. Иконописец был обстоятельным рассказчиком и поведал историю бытования иконы в мельчайших деталях, снабдив все сцены подписями.

В связи с этой Минеей вспоминается легендарная история другой иконы, чудотворного образа Богоматери Тихвинской, рассказанная иконописцем в конце XVI — начале XVII века в ее 28-ми клеймах. По преданию, первый образ Тихвинской Богоматери был написан евангелистом Лукой. Сначала икона находилась в Антиохии, затем в Иерусалиме, а в V веке императрица Евдокия привезла ее в Константинополь. Там специально для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, в княжение Дмитрия Донского, она явилась над водами Ладожского озера и потом остановилась на реке Тихвинке. На месте ее явления был воздвигнут храм Успения Богородицы. В 1560 году при храме был основан мужской монастырь. В начале XVII века икона несколько раз чудесным образом спасала монастырь от захвата и разграбления.

Большинство икон из коллекции Чуванова относится к XVII–XIX векам, во многих из них очень ощутимо влияние западноевропейского искусства XVI–XVII столетий. Оно проявилось в передаче объема фигур и построек, в применении светотеневой моделировки, а также — в использовании принципа прямой перспективы для изображения пространства. В этот период иконопись стала многословнее: в ней появилось множество деталей и украшений. Краски, яркие и насыщенные, теперь нередко напоминают эмали, а живописная поверхность иконы вместе с богатым окладом стала походить на драгоценность. Примером такой новизны в иконописании является образ Феодора Стратилата и Анны Пророчицы Строгановской школы начала XVII века. Фигуры святых в роскошных одеждах имеют немного удлиненные пропорции. Иконописец, вероятно, хотел изобразить их стоящими на цветущем лугу, но вместо этого они оказались парящими на фоне украшенного изящным узором ковра (став объемными, фигуры еще не обрели тяжести).

Интерес вызывает икона XIX века Благовещение у колодца. Она была написана мастером старообрядцем "под старину", то есть в темном колорите, в соответствии с тем, как ее — старину, — воспринимали старообрядцы. Такими, нерасчищенными, сильно потемневшими и покрывшимися многими слоями копоти, видели древние иконы люди XIX столетия и именно так, должна была выглядеть древняя, столь высоко ценившаяся ими иконопись. В произведениях христианского искусства приверженцы "старой", дониконовской веры видели ее материальное, живое воплощение.

Собрание Михаила Ивановича Чуванова дает возможность зрителю соприкоснуться с традицией и ценностями того духовного опыта, который был неотъемлемой частью жизни русского человека, его мира и его дома.

Сайты Музея