Владимир Алексеевич Опара и Майя Яковлевна Опара
Коллекция Владимира Алексеевича и Майи Яковлевны Опара
В 2019 году в Отдел личных коллекций было передано двадцать графических произведений из собрания современных художников, авторов мультимедийных инсталляций и арт-объектов Владимира и Майи Опара. Это дар с несколько необычной «биографией», ибо изначально, еще четверть века назад, когда было положено начало коллекции, владельцы уже предполагали передать эти работы музею.
Подаренные произведения Б.З. Турецкого, А.И. Гольдмана, В.А. Опары и В.Г. Светлицкого объединены дарителями под общим названием «Путь бумаги». Так называлась выставка 1996 года, в которой участвовали все эти художники, кроме Валерия Светлицкого, который позже органично вошел в неформальную группу мастеров графики, связанных не только единым художественным видением материала, но и дружескими отношениями.
С начала 1990-х годов в студии Владимира и Майи Опара из подаренных им друзьями-художниками работ стала складываться коллекция преимущественно работ на бумаге, а также скульптуры и живописи. Владимир Алексеевич и Майя Яковлевна не собирали специально – супруги не ставили никаких научных целей, не стремились к законченной полноте того или иного раздела. Это собрание – подарки друзей по разным поводам: на дни рождения, после совместных выставок, в знак признательности за помощь, в качестве обмена произведениями. Меняться работами предложил в свое время Адольф Гольдман.
Произведения Бориса Турецкого появились в коллекции, когда он был уже очень болен, и, по его просьбе, Владимир Опара после совместной выставки «Поверхность бумаги» (ЦДХ, 1996) перевез бумажные объекты художника в свою студию. В последний период жизни Борис Турецкий решил отдать эти работы своим друзьям, супругам Опара, с просьбой показывать их на выставках и, если будет возможность, предлагать музеям. Владимир и Майя Опара всегда осознавали ценность творчества своих друзей и, как только представлялся случай, передавали их в крупные художественные собрания.
Благодаря этому дару Отдел личных коллекций обрел работы московских мастеров графики второй половины 1980-х – начала 2000-х годов, доселе не представленных в его хранении: редкие для музейных собраний беспредметные бумажные объекты Бориса Турецкого, текстово-графические абстракции Адольфа Гольдмана, которые он называл «изобразительными поверхностями», экспрессионистические абстракции Валерия Светлицкого и изысканные в своей брутальности бумажные рельефы самого Владимира Опары.