Папков Семен Васильевич
Коллекция Семена Васильевича Папкова
В 1989–1990 году ГМИИ им. А.С. Пушкина для ОЛК получил в дар из Америки от Семена Васильевича Папкова (1902–1993) 26 произведений графики Александра Бенуа через общество дружбы с соотечественниками за рубежом «Родина».
После революции 1917 года семья Папковых, будучи вынуждена уехать из России, некоторое время жила в Югославии. Высшее образование из всех детей смог получить только старший сын (он стал архитектором), а младший, Семен, получил специальность инженера-строителя и занимался строительными подрядами. Как патриот России С.В. Папков в годы немецкой оккупации участвовал в народно-освободительном движении вместе со своей женой Юлией, которую фашисты приговорили к смертной казни, но она была освобождена партизанами. Позже ухудшение отношений между СССР и Югославией отразились и на судьбе Папковых: семья была выслана, Семен Васильевич арестован. После скитаний по миру Папковы оказались в Америке и поселились в Сан-Франциско, где семья завела небольшую пекарню (Семен Васильевич после жестоких пыток, которым он был подвергнут в югославской тюрьме, уже не мог заниматься прежней профессией). В Сан-Франциско у С.В. Папкова был свой дом, в котором он и прожил вплоть до смерти в 1993 года.
Сквозь полную трудностей и превратностей судьбу Семен Васильевич пронес унаследованный от отца, резчика по дереву, интерес к искусству. Коллекционированием он смог заняться только после 1972 года. На протяжении многих лет С.В. Папков вел переписку с дочерью Александра Бенуа Анной Александровной Бенуа-Черкесовой и собрал около четырехсот произведений А.Н. Бенуа и художников его круга. Экспонаты для своей коллекции он покупал также и у Н.Д. Лобанова-Ростовского, с которым вел переписку с 1974 года. Вдали от родины приобретение произведений русских художников давало Семену Васильевичу ощущение своей причастности к русской культуре, своей непрерываемой связи с нею.
Личность Александра Бенуа имеет особое значение для русской культуры начала XX века. С 1926 года он постоянно жил во Франции, и в течение ряда лет под его художественным руководством проходили знаменитые дягилевские «Русские сезоны» в Париже. Позже Бенуа занимался оформлением множества спектаклей в театрах Лондона, Нью-Йорка, Милана, Вены, Копенгагена. Театральные проекты давали мастеру возможность полноценно выразить его исключительную способность художественного воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и впечатлений.
Эскизы костюмов и декораций, представленные в экспозиции, были созданы художником уже во Франции в 1920–1950-е годы. Как и все оформительские замыслы Бенуа, они изысканны, декоративны и одновременно исторически точны в каждой детали. Это великолепные эскизы: пышного малинового занавеса-декорации к Вальсу (1928) Равеля, костюм венецианского гостя для спектакля Садко (1930) Римского- Корсакова, и полных юмора персонажей сказки Шварца Голый король (1940).
Большие акварели с изображением Интерьера мастерской художника и Пейзажей Нормандии были написаны с 1928 по 1948 годы. Эти работы свидетельствуют об особом таланте Бенуа как акварелиста, а также дают зрителю возможность ощутить очарование одного из самых привлекательных уголков Франции.