Романович Сергей Михайлович
Романович Наталья Сергеевна
Наследие Сергея Михайловича Романовича
В начале 2019 года собрание Отдела личных коллекций пополнилось еще одним ценным даром: Наталья Сергеевна Романович передала музею 27 живописных работ ее отца, художника С.М. Романовича. Сергей Михайлович Романович (1894–1968) — живописец, скульптор, теоретик искусства и писатель с уникальной судьбой. В творчестве художника переплетено несколько направлений русского искусства начала ХХ века — от русского футуризма до символизма и абстрактного экспрессионизма. Художник учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина и А.Е. Архипова. В ранний период творчества работал в классической манере, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Подружившись с М.Ф. Ларионовым, он стал членом художественного объединения «Лучисты и будущники», участвовал в их выставках. В этот период живописный почерк Романовича претерпел сильные изменения: художник пытался работать в кубистическо-лучистской манере. Ларионова и Романовича роднили, по словам его дочери, «любовь к живописи и тончайшее чувство колорита, чувство художественности». Однако, он быстро понял, что лучизм — не его путь. В 1914 году был призван на фронт, после войны преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в воронежском и московском отделениях Вхутемаса. Романович был одним из активных членов объединения «Маковец», а затем и «Общества московских художников» (ОМХ). В 1930-е годы был в творческих командировках на Русском Севере, Средней Азии, Азербайджане. В ходе этих поездок преобразился колорит картин Романовича.
Работы, переданные в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина дочерью живописца Натальей Сергеевной Романович, охватывают широкий временной диапазон — с 1920-х по 1960-е годы. В этот период особое место в творчестве художника занимали произведения на религиозную тематику. Картины евангельского цикла — «Оплакивание», «Снятие с креста», «Изгнание торгующих из храма», «Христос и спящие ученики», «Христос перед Пилатом» проникнуты философско-созерцательным настроением. Глубоким трагизмом отличается картина «Возложение тернового венца» (1960-е). В коллекции представлены и произведения антично-мифологического цикла — «Вакханалии», «Дионис на леопарде и вакханки с факелами», «Прикованный Прометей», «Александр и Диоген». Большой интерес представляет «Автопортрет в безрукавке» (начало 1950-х). Одной из важных составляющих наследия С.М. Романовича являются авторские интерпретации картин старых мастеров — Рафаэля, Тинторетто, Ватто, Делакруа. Дополняют собрание пейзажи разных лет: «Пейзаж в Ильинском» (1930-е), «Море и скалы» (1940–1950-е), «Воспоминания детства» (1960-е).
Произведения С.М. Романовича ранее не были представлены в собрании Отдела личных коллекций. Наследие С.М. Романовича отражает одну из граней общей картины художественных явлений, возникших в поставангардный период в отечественном искусстве 1920-х — 1960-х годов и стало важным пополнением фонда искусства ХХ века.