История | История здания | История второго здания | Отдел сегодня | Фотоальбомы
Отдел личных коллекций – один из самых молодых и необычных музеев России. Решение о его создании в качестве отдела ГМИИ им. А.С. Пушкина было принято в июле 1985 года. Мысль об основании музея, поддержанная И.А. Антоновой, принадлежала искусствоведу, литературоведу и общественному деятелю И.С. Зильберштейну, который подал личный пример, подарив собственную коллекцию Музею. 24 января 1994 года Музей (ОЛК) распахнул двери для посетителей в доме № 14 по улице Волхонке, в бывшем московском особняке князей Голицыных. В 2005 году Отдел переехал в специально отреставрированное здание, расположенное по адресу ул. Волхонка, 10., а в январе 2014 года к 20-летнему юбилею ОЛК было присоединено еще одно новое здание,( быв. усадьба кн. Волконских ) по адресу Волхонка 8.
С самого начала в деятельности Отдела ставились две главные задачи: во-первых, показать неповторимую индивидуальную специфику ряда выдающихся личных коллекций, превращенных в результате дарений из достояния частного в достояние общественное; и во-вторых, дать тем самым стимул и другим коллекционерам пойти по тому же пути передачи результатов своей деятельности Музею. Такой подход позволял продемонстрировать зрителям заслуги собирателя, особенности замысла каждой из коллекций. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875-1962), такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. Кроме того, как полагал князь, такой музей должен быть общедоступным.
Возникшая в 1972 году мысль об основании Отдела личных коллекций при ГМИИ принадлежала известному московскому собирателю, искусствоведу, литературоведу и общественному деятелю Илье Самойловичу Зильберштейну, который подал личный пример, подарив собственную коллекцию Музею. За этой новаторской по тем временам идеей стояла почти шестидесятилетняя коллекционерская деятельность Ильи Самойловича и долгие годы его сотрудничества со многими музеями страны. Замысел был поддержан директором ГМИИ И.А. Антоновой. Потребовалось несколько лет, чтобы убежденность и энтузиазм И.С. Зильберштейна и смелость по отношению к новым начинаниям И.А. Антоновой позволили преодолеть консервативное отношение к этой идее. В 1987 году началась работа по архитектурной реставрации здания для будущего Музея. Параллельно с этим шло формирование фондов ОЛК, поиск и сбор коллекций, реставрация произведений, их подготовка к будущей экспозиции.
Несмотря на то, что после событий 1917 года большинство частных коллекций были национализированы и расформированы, а имена многих коллекционеров вычеркнуты из памяти людей, традиции собирательства за советский период жизни страны все-таки не утратили своей силы. Создание ОЛК стало одним из факторов, давших новый импульс для развития частного коллекционирования. Экспозиция Музея дала возможность проследить эволюцию собирательской деятельности в России с 1920-х годов до наших дней.
С момента основания Музея в его фонды от дарителей поступило около сорока коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше восьми тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XXI веков. Это — живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, художественная фотография и объекты. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре, делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические. Особое место в собрании отведено уникальной коллекции основателя музея — И.С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики.
Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество как отдельных мастеров, так и некоторых художественных объединений. Подобные коллекции уже сами по себе могут превратиться в самостоятельные музеи.
Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ — начала XX века — С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова; коллекция русской живописи рубежа ХIХ — ХХ веков и современного периода ленинградского профессора А.Н. Рамма; собрание
бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.Я. Степанова.
За годы существования в ГМИИ Отдела личных коллекций Музей не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Неслучайно довольно часто многие коллекционеры выбирают наследником своих собраний именно Музей. Решение передать свои коллекции Музею, расстаться со своими экспонатами, в которые вложено столько душевных и материальных сил, обычно приходит к собирателю не сразу. Волнение за будущее коллекции, беспокойство по поводу ее сохранности и целостности заставляет серьезно задуматься о дальнейшем ее судьбе. Так в 1996 году Федор Викторович и Екатерина Петровна Лемкуль решили подарить Музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. Коллекция - результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения, ставшая маленьким музеем истории стекла.
Еще одна коллекция — семьдесят пять икон — произведения древнерусской живописи XVI–ХХ веков подарена Михаилом Ивановичем Чувановым, известны библиофилом, старостой Преображенской старообрядческой общины. Это был его прижизненный дар.
Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя. Таким примером может быть кабинет ученого, искусствоведа Михаила Владимировича Алпатова. Здесь размещена прекрасная библиотека, насчитывающая свыше тысячи томов по истории искусства, отдельные живописные произведения известных художников Павла Кузнецова, Роберта Фалька, Давида Штеренберга и самого Михаила Владимировича.
Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и одним из организаторов музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в Музее. Святослав Теофилович подарил ОЛК собрание произведений живописи и графики Фалька, Шухаева, Гончаровой, Краснопевцева и других художников, а кроме того, свои пастели.
В собрании отдела представлено творческое наследие выдающихся художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, Д.П. Штеренберга, В.Г. Вейсберга, А.Г. Тышлера, Т.А. Мавриной, Д.М. Краснопевцева, Г.С. и О.Г. Верейских.
За первые пять лет существования ОЛК, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей — Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений — Вера Исаева и Ксения Муратова.
Одной из важных форм деятельности Музея является организация временных выставок, вечеров-памяти, лекций. Их тематика чрезвычайно разнообразна: «Из истории коллекционирования в России», «Художественные объединения в России конца XIX — начала ХХ веков на материале частных собраний»,рассказы об известных современных коллекций, о «забытых именах» художников, и т.д. Эти мероприятия осуществляются благодаря тесным творческим связям сотрудников Музея с московскими коллекционерами и наследниками художников.
Вскоре после открытия ОЛК был создан Клуб коллекционеров и наследников художников ГМИИ им. А.С. Пушкина. Его членами стали известные московские собиратели. Им предоставлено право бесплатного посещения выставок и постоянной экспозиции, для них проводятся встречи со специалистами-искусствоведами и консультации экспертов, организуются вечера памяти коллекционеров.
Роль ОЛК многофункциональна. Его можно рассматривать в равной степени как художественный музей, и как музей истории отечественного коллекционирования. Благодаря разнообразным коллекциям и неповторимым личностям, собравшим их, отдел демонстрирует широкую панораму русского и западноевропейского искусства. Тем самым осуществляется связь между коллекционерами прошлого и нынешнего времени. Хочется надеяться, что и в будущем эта преемственность не нарушится.