Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Архив новостей
«СИНАКСИС» Искусство Греции XV-XX вв. Иконы на дереве и бумаге.14.07.2010 - 26.09.2010 Отдел личных коллекций 13 июля 2010 года в 17.00 в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.» Уникальная ретроспектива христианского искусства XV–XX вв. продолжает многолетнее сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с музеями, а также представительствами частных коллекций Греции. Духовное и художественное наследие этой страны особо значимо для России. Русь была «духовной дочерью» Византийской империи, сформировала под её влиянием свою национальную культуру. Слово Синаксис (от греческого σιναξις), вынесенное в название выставки, буквально, означает внебогослужебное собрание (собор) верующих для духовного самосовершенствования, посвящённое псалмопению, чтению Священного Писания. Памятники изобразительного искусства служили одним из средств этого духовного совершенствования, воплощая в ясные визуальные образы размышления как Отцов Церкви, так и паствы, простых верующих. Понятие Синаксис также уместно трактовать как пять столетий греческо-русского совместного пути в культуре и искусстве. В состав выставки вошли иконы из коллекции Эмилиоса Велимезиса, хранящиеся в Музее Бенаки в Афинах и в Общественном Фонде «Александроса С. Онасиса»; собрание прорисей, эскизов и других произведений религиозной живописи известных греческих художников с 1450 года до наших дней из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса; три редкие иконы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также икона XV столетия из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Христос Пантократор (единственная критская икона из коллекции Георгиоса Костаки). Всего в экспозиции будет представлено более 130 работ. Большинство икон принадлежит художникам критской иконографической школы, занимающей особое место в истории мировой культуры. Главным центром иконописания на Крите в поствизантийский период была Кандия (современный Ираклион). Живописцы из Константинополя (после его падения) стали переселяться на Крит уже с конца XIV в. и образовали там колонию. Широкие торговые связи острова обеспечивали художникам Кандии обширный круг заказчиков: православные и католические монастыри, общины на Балканах, Вост. Средиземноморье и в Италии, отдельные семьи в Италии, на Крите и Пелопоннесе. В договорах всегда указывали стиль живописи будущей иконы: «in maniera greca» или «in maniera latina», обозначая т. о. соответственно визант. или зап. манеру изображения. В структуре выставки выделено три раздела, располагающиеся, соответственно, в трёх залах. Каждый раздел демонстрирует традиции изображения Святых угодников, Девы Марии, Иисуса Христа. В первом зале последовательность икон святых открывает великомученник Святой Димитрий. Далее следуют иконы Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи, а также две иконы того же иконографического образца, но с разницей в два века. На них святой представлен пустынником-аскетом в рост с крыльями, он говорит с Христом, держа в руках свиток, тогда как его голова с нимбом лежит на драгоценном подносе и служит знаком его грядущей мученической смерти. Иконы Святой Параскевы в окружении двенадцати сцен ее мученического жития продолжают изображения святых Александра, также со сценами его мученичества и Святого Спиридона на троне. Представлены иконы Святой Екатерины, где она изображается в виде невесты в убранстве для духовного обручения. Святую окружают книги, астрономические сферы и геометрические инструменты, как свидетельства её учёности. Рядом с ней – колесо, орудие её пытки, в правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь. За Святой Екатериной следуют различные вариации изображения Святого Николая Чудотворца со сценами какого-либо чуда, сотворенного им на море. Экспонируются и многие другие уникальные произведения, посвящённые теме Святых угодников.
В экспозиции также представлен тридцатииконный иконостас. Он организуется по двум осям – вертикальной и горизонтальной, образуя крест. На вершине вертикальной оси – Святая София и три ее дочери – Вера, Надежда, Любовь – аллегорическое изображение явления Софии в её трех ипостасях. На вертикальной оси – на перекладине креста и под Святой Софией – Сретение, Крещение и Распятие Иисуса Христа, под ними – ещё три сюжета: Христос в рост в центре сцены с изображенными в рост Апостолами, будто остановившимися в момент благословления, ниже – Тайняя Вечеря, ещё ниже – Пьета. На горизонтальной оси в два ряда распределены: Святая Кирияка, Святая Анастасия, Святая Варвара, Святая Мавра, Святая Ефталия, Святая Марина, Святая Екатерина, Святая Мария Египетская, Святая Ефимия, Святая Ирини, Святая Параскева, Святой Фанурий, Святой Николай, Святой Дионисий Ареопагит, Святой Герасим, Святой Пантелеимон, Святой Иоанн Креститель, Святой Лука, Святой Димитрий, Святой Иаков, Святой Эмилий, Святой Элефтерий, Святой Александр, – все во плоти, в образах царей, солдат, бедняков. Все они – нестареющие юноши, девы, вызывающие восхищение, усмирившие страсти, живущие всюду и нигде. Второй зал посвящён Деве Марии, самому священному образу православия, самой Святой из всех Святых, Преблагодатной Царице мира. Она и Проливающая слезы, и Умиление, Животворящий источник, Солнецепрекрасная, Морская, Целительница, Госпожа Ангелов, Утоли моя печали, Мироточащая, Водительница чужеземцев, Акафистная, Нежность – у Богородицы много прекрасных имён. Зрители увидят образное повествование о самых важных этапах жития Девы Марии: Рождество Богородицы в народном стиле, варианты Введения во Храм с современными изображениями иконографических типов Благовещения, более традиционное Благовещение, два варианта Рождества Христова, а также шесть вариантов Успения Богородицы и другие бесценные произведения. В третьем зале экспонируются иконы с изображением Иисуса Христа. В частности, иконостас: Иисус Христос с тремя Апостолами: Иаковом, Лукой и Симоном. Два Апостола на тронах, их иконография очень различна: один изображён на императорском троне с короной и нимбом одновременно, а другой – в западном стиле, монохромно, – в момент снисхождения Святого Духа.
Зрители увидят четыре варианта иконографии Христа Пантократора, а также Иисуса Христа Царя Царей и Великого Архиерея, – все анфас. Эти отдельные образы Вседержителя подготавливают публику к восприятию дальнейших ортодоксальных, красноречивых и великих сюжетов: Рождество, Распятие, Снятие с Креста, Пьета, Страсти Христовы и Вознесение Господне с Ангелами. Жемчужина раздела Оплакивание (1566) (Страсти Христовы – Пьета с ангелами), принадлежит кисти Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко). Художник использовал композицию, характерную для западноевропейской живописи, поместив её внутри позолоченной резной рамы с полуарочным фронтоном. В этой работе, исполненной на золотом фоне в технике критских икон, ещё до того, как Теотокопулос покинул свой родной остров в 1567 году, впервые динамично выражены уникальные черты его неповторимого стиля. Изысканной палитрой телесного цвета с зеленовато-голубыми рефлексами написано тело мёртвого Христа, изображённого с подгибающимися ногами, – одновременно стоящего и падающего. Доминирующие трепещущие фигуры ангелов с одухотворёнными лицами, задрапированные в богатые одежды, предвосхищают работы зрелого Эль Греко испанского периода. То, что икона таит в себе несколько смыслов, очевидно. Музейное экспонирование икон порождает некие новые условия коммуникации, превращающие иконы из священных предметов культа и религиозного почитания в изобразительные тексты, в произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность. Настоящая выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина является значительным событием, вносящим важный вклад в культурные контакты между Грецией и Россией и в укрепление связей между двумя странами. В то же время она выражает цели двух музейных учреждений, принимающих в ней участие и убежденных в том, что история, искусство и культура расширяют пути общения и взаимопонимания.
К выставке издан каталог. Кураторы выставки со стороны ГМИИ им. А.С. Пушкина: А. А. Савинов, А. Г. Стёпина. |