Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Архив новостей

Кандинский В.В. Впечатление III. Концерт. 1911 Холст, масляная, темпера. 77,5x100 cmАльманах «Синий всадник» Факсимильное издание.Явленский А.Г. Зрелость. Ок.1912 Картон, масло. 53,5x49,5 cmМарк Франц. Тигр. 1912 Холст, масло. 115x101,5 cmКандинский В.В. Железная дорога (Поезд) в Мурнау. 1909 Картон, масло, карандаш. 36 x 49 cm

Кандинский и "Синий всадник"

05.10.2011 - 15.01.2012

Отдел личных коллекций

Василий Кандинский (1866-1944)—одна из ключевых фигур европейской культуры XX века. Его революционное стремление к абстрактной живописи и созданные труды по теории изобразительного искусства стали ориентиром для всего современного искусства. По окончании юридического факультета Московского университета Кандинский предпочел преподавательской и научной деятельности искусство и в 1896 году переехал в Мюнхен для того, чтобы научиться на живописца. В столице Баварии Кандинский посещал известную в то время художественную школу Антона Ашбе, словенца по происхождению, собравшего вокруг себя большое количество студентов, в первую очередь из России и стран Восточной Европы. В том же году в Мюнхен из России для изучения живописи прибыли художники Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Начиная с 1900 года, все они проявляют большую заинтересованность в «лаборатории» технологии цвета, которую Явленский организовал в своей мастерской в Швабинге, одном из районов Мюнхена. Однако их по-настоящему тесная совместная работа началась лишь после того, как Кандинский и его спутница Габриэла Мюнтер вернулись в Мюнхен после долгих странствий, продолжавшихся с 1904 по 1908 год. Дата «1908 год, Мурнау» явилась переломной в творчестве художников. Именно в 1908 году, в Мурнау, небольшом городке на юге Баварии, художники совершили своеобразный художественный прорыв, который привел их к формированию нового, экспрессивного стиля и тем самым положил начало истории объединения «Синий всадник». Пейзажи, созданные художниками в 1908-1910 годах, отличаются большими плоскостями ярких, насыщенных цветов. Аналогично к этому времени развивалось только творчество французских фовистов, в частности, Анри Матисса, а также художников группы «Мост», образованной в Берлине и Дрездене—это Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Роттлуфф. Явленский, часто посещавший Францию, обратил внимание работавших с ним товарищей на новейшие достижения французского авангарда.

После первого сезона, проведенного вместе в Мурнау, в начале 1909 года художники основывают в баварской столице «Новое художественное общество Мюнхена» (сокр. НХОМ). В его состав, помимо Василия Кандинского, Габриэлы Мюнтер, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной, вошли Владимир Бехтеев, Эрма Босси, Альфред Кубин и танцор Александр Сахаров. В 1910 году выставку объединения посетил немецкий художник Франц Марк (1880-1916), вскоре примкнувший к группе. Кандинский и Марк стали близкими друзьями. В то же время в НХОМ назревал конфликт между прогрессивно настроенными и более консервативными членами. В июне 1911 года Кандинский впервые предложил Францу Марку создать независимый художественный альманах, на страницах которого они могли бы выступать от имени европейских художников-авангардистов. Название «Синий всадник» появилось осенью 1911 года в акварельных набросках Кандинского к обложке альманаха. Существовало несколько вариаций изображения всадника. Но на последнем акварельном листе вооруженный всадник изображен в соответствии с иконографией святого Георгия, побеждающего дракона, который в христианской традиции считается воином, побеждающим зло. Художник вводит в изображение религиозный подтекст, создающий вокруг всадника ореол святости. Однако при этом он стилизует свое произведение и пишет его преимущественно в синей гамме. Как известно, еще со времен немецкого романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека, духа в целом. Всадник в интерпретации Кандинского является носителем универсального смысла. Авторы альманаха «Синий всадник» не раз провозглашали на его страницах идею о грядущей «эпохе Великой Духовности», которая объединит все виды искусства и культуры. На это в преддверии Первой мировой войны с энтузиазмом надеялись Василий Кандинский и Франц Марк.

Альманах «Синий всадник» был выпущен в мае 1912 года после того, как публике были представлены две одноименные экспозиции: знаменитая первая выставка «Синего всадника», прошедшая зимой 1911-1912 годов в мюнхенской галерее Танхаузера, где была представлена живопись, в том числе некоторые произведения подстекольной живописи; и вторая, под названием «Синий всадник. Черно-белое», прошедшая весной 1912 года в салоне Гольтца, также в столице Баварии, в рамках которой экспонировались исключительно графические работы.

Круг художников группы «Синий всадник», сложившийся в Мюнхене и Мурнау около 1911года, наряду с основанной в Берлине и Дрездене в 1905 году группой «Мост», образует ядро движения, участники которого выступали за обновление искусства, сформировавшегося в Германии в начале XX века. В отличие от группы «Мост», которая представляла единый стиль фигуративного экспрессионизма, художникам объединения «Синий всадник» был свойственен абстрактный язык формы и цвета. «Синий всадник» объединил творцов разных национальностей. Их связывало стремление развивать новые формы искусства, независимые от какого бы то ни было канона, быть вне рамок «модернистской программы современного искусства, ориентированной на внешнее». Как писал Василий Кандинский в каталоге первой выставки «Синего всадника», в искусстве не должна пропагандироваться «особая, конкретная форма»: художники ставят целью «разнообразием представленных форм показать, как может воплощаться в жизнь внутренняя жажда творчества». В поиске формы, которая выразила бы «возникшее из необходимости» (это еще одно центральное понятие в теории Кандинского), было заложено стремление, которое впоследствии приведет Кандинского, а вместе с ним и других художников, к абстрактной живописи.

На выставке «Кандинский и «Синий всадник» представлены 60 произведений, среди которых 30 работ Василия Кандинского, созданных в 1902-1911годах, а также символистские полотна Франца Штука и Франца Ленбаха. Интересны и такие малоизвестные в России картины, как «Тигр» Франца Марка, «Портрет с яблоками» Августа Макке, «Портрет Марианны Веревкиной» Габриэлы Мюнтер, «Кактусы» Пауля Клее, «Испанки» и «Зрелость» Алексея Явленского, «Автопортрет» Марианны Веревкиной и другие произведения.

Все вещи, экспонируемые на выставке, являются частью собрания Городской галереи Ленбаххаус, которая распложена в Мюнхене в бывшем доме-мастерской живописца Франца фон Ленбаха, известного портретиста второй половины XIX века. В 1924 году, спустя двадцать лет после кончины художника, его вдова Лоло фон Ленбах передала в дар Мюнхену виллу и произведения искусства из наследия супруга. В 1957 году собрание галереи было пополнено коллекцией Габриэлы Мюнтер, которая преподнесла в дар музею богатейшее собрание произведений Василия Кандинского.

Впервые в России одном выставочном пространстве столь полно представлены произведения легендарного «Синего всадника», интернационального сообщества художников, объединенных под эгидой одноименного альманаха.

Сайты Музея