|
26.11.2014 – 08.03.2015 Отдел личных коллекций «Мы создали новые представления о красоте и расширили само понятие искусства». А. Родченко.
К 120-летию со дня рождения Варвары Фёдоровны Степановой ГМИИ им. А.С. Пушкина, МГХПА им. С.Г. Строганова, Архив А. Родченко и В. Степановой подготовили выставку «В гостях у Родченко и Степановой». Экспозиция посвящена творчеству ведущих мастеров русского авангарда 1910-х–1920-х годов, их художественной и преподавательской деятельности. Более 250 работ – живопись, графика, фотографии, личные вещи из Архива А. Родченко и В. Степановой, работы студентов ВХУТЕМАСа, дают представление о «Доме Родченко и Степановой» как «территории нового искусства».
Родченко и Степанова всю жизнь работали вместе, в одной стилистике, часто над общими темами. Роль творческого лидера, генератора идей, создателя оригинальных приемов принадлежала Родченко; Степанова в своей самостоятельной манере утверждала новации и была великолепным организатором.
Выставка охватывает период с начала 1910-х до середины 1930-х годов. Это позволяет проследить развитие творчества художников от символизма через абстрактно-геометрическую живопись и графику к конструктивизму. Родченко пришел к конструктивизму в результате многочисленных художественных опытов; для него это был переход от живописи к дизайну, от абстракции к реальности.
«Будущее – единственная наша цель», – провозглашали Родченко и Степанова. Они дали толчок развитию «магистрального художественного направления» искусства ХХ века, изменившего стиль и образ повседневной жизни. «Картина, превращаясь в опыт и научное данное, дает формулу для производства новой формы жизни», – писала Степанова.
Выставка состоит из девяти тематических разделов.
«Мастерская». Первый зал экспозиции воссоздает атмосферу, в которой работали и жили художники; показывает их дом как «сборочный цех» различных видов и жанров искусства. Здесь грунтовали холсты, пилили доски для подрамников и конструкций, чертили, вырезали из картона, делали переплеты книг, клеили коллажи, обсуждали проекты с коллегами и друзьями. Варвара Степанова вела деловую переписку, переговоры, записывала все происходящее, собирала и хранила документацию. Она часто была исполнителем, превращая эскизы и наброски в законченную обложку или рекламный плакат. Степанова, как вспоминают современники, была в тени Родченко, но ее присутствие в этом совместном пространстве было необходимо. Она поддерживала, была первым зрителем того, что в мастерской создавалось: картины и рисунки, объекты, фотографии.
«Школа конструктивизма». Раздел посвящен обширной преподавательской деятельности Александра Родченко. В 1920 году он начал читать лекции во ВХУТЕМАСе. Под руководством Родченко студенты создавали дипломные проекты, среди которых были автобусная станция, санный поезд для бездорожья, универсальное выставочное оборудование, кинопередвижка-читальня.
Работы его студентов Анастасии Ахтырко и Захара Быкова позволяют проследить метод преподавания: от простого к сложному, от плоскостного мышления к пространственному. Захар Быков в 1960-е годы преподавал дизайн в Строгановском училище на основе уроков Родченко.
«Париж, 1925». Раздел рассказывает об участии Родченко и Степановой в Международная выставке декоративного искусства и художественной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году.
В Советском павильоне были представлены созданные Родченко плакаты, эскизы театральных декораций. Особое впечатление на парижскую публику произвела агитационная графика Родченко – броские, остроумные рекламные плакаты.
Одним из главных экспонатов павильона стал выполненный Родченко интерьер «Рабочего клуба». Он проектировался как многофункциональное пространство, в котором простота форм отражала новые эстетические идеалы.
Варвара Степанова участвовала в двух разделах павильона: театр и текстиль. Театральная часть была представлена декорациями и костюмами для спектакля «Смерть Тарелкина».
«Маяковский и ЛЕФ». Зал рассказывает о работе Александра Родченко для журнала «Левый фронт искусства».
Художественная деятельность Родченко и Степановой была тесно связана с журналами «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», вдохновителем которых был Владимир Маяковский. Наиболее близко Родченко и Маяковский сотрудничали в 1923–1925 годах. Все обложки журналов, более десяти книг Маяковского, первые издания стихов Семена Кирсанова, Николая Асеева, Петра Незнамова выполнены Родченко. Он ввел плакатный сигнальный стиль в оформление обложек художественной и технической литературы.
В «Новом ЛЕФе» Родченко работал, в том числе, как автор статей рубрики «Записная книжка “ЛЕФа”», писал о школе дизайна, созданной им во ВХУТЕМАСе, помещал свои первые экспериментальные снимки.
Тогда же родились знаменитая марка «Реклам-конструктор: Маяковский-Родченко» и рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
В оформлении пьесы Маяковского «Клоп» в театре Всеволода Мейерхольда Родченко развивал тему «дизайна для будущего». Он создавал предметы далекого 1979 года: фантастические аппараты, предметы и костюмы. Люди будущего у Родченко одеты в разные по покрою комбинезоны, на головах у них легкие шапочки, похожие на шлемы авиаторов.
«Фотография». Раздел выставки посвящен Родченко - «творцу» новой фотографии. В экспозиции будут представлены авторские отпечатки из знаменитых серий: «Московские дворы», «Студенческий городок в Лефортово», «Цирк»; фотографии демонстраций 30-х годов, спортивных парадов на Красной площади; предметы его фотомастерской, предоставленные семьей художника.
Родченко начал заниматься фотографией в 1924 году. Он снимал людей, погруженных в размышления, живущих идеалами будущего. Cъемка в его мастерской не была похожа на съемку в обычном фотоателье. Это была напряженная работа и для фотографа, и для модели.
В 1924 года он создает портрет матери. На снимке мы видим пожилую женщину, читающую журнал. Родченко виртуозно передает напряжение и внутреннюю силу героини – Ольга Евдокимовна научилась читать только в старости.
Маяковский позировал Родченко в апреле 1924 года. Серия из шести портретов сделана скупо, безо всяких ухищрений.
С 1925–1926 годов Родченко переходит к экспериментальной фотографии. Основу снимков составляли ракурсные фотографии архитектуры. В числе важнейших фотографических циклов он выделял «серию городских этюдов, снятых с верхней точки и в ракурсах».
Фоторепортажи Родченко всегда насыщены информацией, разнообразны по планам, кадрам. Фотография стала продолжением композиционных поисков в станковой живописи. Родченко относился к своим фотографическим занятиям серьезно и основательно: кадрировал и монтировал отпечатки, экспериментировал с обработкой и форматом, подкрашивал фотографии, превращая их в станковые графические произведения.
«На выставках авангарда. Выставка как манифест». Тема зала – участие художников в выставках русского авангарда второй половины 1910-х–1920-х, в том числе знаменитой выставке 1921 года «5х5=25».
От выставки к выставке Родченко последовательно демонстрировал результаты своих художественных экспериментов. Он считал, что совокупность всех его живописных «опытов» создает целостное произведение.
На выставке «Магазин» в 1916 году Родченко представил кубофутуристическую живописную композицию «Танец» и серию линейно-циркульной графики.
В мае 1918 года состоялась первая персональная выставка Родченко, на которой были показаны композиции из плоскостей. Он строил пространства любой протяженности и глубины, «наслаивая» друг на друга плоские элементы. В дальнейшем Родченко моделировал похожие структуры, но не на холсте и не в графике, а в трехмерных объектах.
В том же году Родченко «запатентовал» круг и принцип свечения как отдельные темы абстрактных живописных композиций. На следующий год ввел понятие линии как самостоятельной живописной формы, основы композиционной схемы, каркаса, конструкции.
Варвара Степанова принимала участие в Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» 1919 года. Ее смелые, динамичные композиции из букв сегодня можно отнести к жанру визуальной поэзии. В каталоге выставки она назвала свою попытку соединения эмоционального восприятия звука и буквы «цветописной графикой».
На XIX Государственной выставке 1920 года работы Родченко и Степановой занимали почти целый зал. Несколько машинописных листков с текстом статьи «Все – опыты» были прикреплены к стене под холстами серии «Линиизм». Художник доказывал, что человек на протяжении своей жизни постоянно производит опыты, что наша жизнь – тоже опыт для будущих поколений.
В 1921 году пять художников - Александр Веснин, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова и Александра Экстер - выставляют по пять работ в помещении Всероссийского союза поэтов на Тверской. Название представляет собой арифметический пример: «5х5=25». Выставка должна была стать завершением беспредметной живописи и переходом к дизайну, созданию рисунков для текстиля, моделей одежды, эскизам интерьеров, полиграфическим работам. Степанова в экспозиции и каталоге выставки представила работы из серии «Фигуры».
В 1921 году Родченко выполнил серию гравюр из геометрических форм, которые назвал «чертежами». Серия демонстрировала замену чисто художественного подхода логикой геометрического построения, в котором нет места случайному вкусовому решению.
«Формулы авангарда. Аналитика форм». Раздел посвящен художественным экспериментам Родченко с геометрическими формами и плоскостями. Свои изобретения Родченко «испытывал» в графике, живописи, пространственных конструкциях, дизайне и архитектуре.
Первая серия пространственных конструкций Родченко «Складывающиеся и разбирающиеся» целиком выполнена из плоских, вырезанных из картона деталей, соединенных друг с другом на врезках. Эффект пространства достигается за счет размещения деталей, надписей, стрелок и восклицательных знаков друг за другом в несколько слоев.
Вторая серия пространственных конструкций была составлена из плоских концентрических контуров ряда геометрических форм. Одно из авторских названий серии – «Плоскости, отражающие свет». Серия включала шесть работ: две работы из концентрических окружностей, по одной – из эллипса, шестиугольника, треугольника, квадрата. Первым на комбинаторный характер создания этих композиций обратил внимание художник, архитектор, дизайнер и изобретатель Вячеслав Колейчук, который отметил сочетание закономерных и свободных построений.
Круг – одна из центральных форм в абстрактных композициях, проектах, конструкциях и даже фотографиях Родченко. Круг в серии эскизов художника «Концентрация цвета и форм» 1918 года воплощал идею свечения цвета. Круг олицетворял «вечный» двигатель в проектах росписи фарфорового сервиза 1922 года. Структура из линеарных окружностей создавала вибрирующую поверхность в эскизах тканей.
Линия – основной изобразительный элемент для Родченко. Она несла идею движения, пути, траектории. Это граница, край, слом формы, след технологической операции – надреза, сгиба, просечки.
В третьей серии пространственных конструкций из одинаковых брусков Родченко использовал законы симметрии. Его композиции растут как кристаллы одновременно во все стороны.
Конструктивизм – это проектный взгляд на мир и любую деятельность, рациональное отношение к любому делу. Это создание вещей-помощников, трансформация предмета в зависимости от потребностей.
«Степанова. Биомеханика». Работы в области живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, в которых отражена тема игры, комбинаторики, геометрической стилизации фигуры человека и элементов композиций. Оригинальный стиль Степановой, который принято называть «биомеханика», показан в развитии — от ранних вещей к поздним.
В 1919 году Варвара Степанова начинает рисовать бегающих, прыгающих и играющих человечков. Самая первая картина из этой серии называлась «Человек с бубном». Фигура как будто собрана из детских кубиков.
На холсте художница создала отвлеченный универсальный тип человеческой фигуры, подобный логично устроенному механизму. Это напоминало детский конструктор, также как и картонные куклы для фотомультипликационных иллюстраций к детским стихам «лефовца» Сергея Третьякова «Самозвери», сделанные Степановой в 1926 году. Голова обозначена кругом с прорезями, туловище – цилиндр, руки и ноги – прямоугольные кусочки картона. Все формы «вышли» из плоскости, как и элементы, составляющие фигуры в живописи.
Живопись Степановой 1921 года становится конструктивно-графичной. Фигуры начинают напоминать сложные технические устройства и механизмы. К 1921 году вопрос конструкции все больше волнует художников. Степанова уже не просто ищет анатомические основы схематизации, она старается передать с помощью линий структурные закономерности строения головы, торса, фигуры в целом.
На выставке «5х5=25» вместе с Родченко и другими художниками Степанова заявляет о переходе от станковизма к утилитарному творчеству. Меняется и лексикон художников. Все чаще звучали слова: конструкция, производство, инженерия, техника, вещь.
В 1921 году Степанова делала доклад о конструктивизме, предлагая новую трактовку художественного творчества: интеллектуальное производство.
В начале 1920х годов концепция конструктивизма пересеклась с направлением развития театрального искусства. Театр в поисках новых форм и средств выразительности пришел к утверждению близких конструктивизму фундаментальных, исходных начал. Постановка «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина в театре Мейерхольда продолжала конструктивистскую линию. Проекты костюмов были основаны на единой модульной сетке. Степанова нашла для каждого героя спектакля определенное сочетание геометрических элементов – темных и более светлых деталей. Себя она изобразила в костюме Брандахлыстовой, в длинной полосатой юбке и блузке с темным воротником. Автошарж должен был представлять новый тип художника: не рисующего, а проектирующего – конструктора вещей, оборудования, одежды.
В 1923 году Степанова повторила опыт работы над оформлением спектакля. Ее постановка «Через красные и белые очки» была осуществлена студентами Академии социального воспитания. Декорацией был каркас трехгранной пирамиды, служивший и лестницей, и маяком, и стойкой для лозунгов. Типажи «красных» и «белых» визуально были решены в едином стиле: «Буржуй», «Военный», «Барыня» – белые. «Конструктор», «Рабочий» – «красные».
В 1923 году театральные костюмы стали выполнять «по мотивам» прозодежды – функционального производственного костюма. Свою статью в журнале «ЛЕФ» Степанова называет «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда». Для конструктивистов открывалось бесконечное поле деятельности: одежда для машинистов паровоза, пожарных, летчиков, спортивная одежда.
В 1923-1924 годах Варвара Степанова и Любовь Попова начинают работать дизайнерами по текстилю на Первой ситценабивной фабрике - «делать новые ситчики».
«Цирк. Акробаты и клоуны не могут быть реалистами». В разделе представлены живопись, графика, фотографии Родченко, посвященные теме цирка и футбола, а также поздние абстрактные композиции.
Родченко ценил в цирковом представлении свободу средств выражения. В 1920-х годах он создавал композиции из парящих в темном пространстве геометрических форм. В создании фотографий Москвы тех лет использован прием съемки с верхних и нижних точек.
Авангард и романтика соединились в заключительном этапе творческой биографии Родченко – цикле живописных, графических работ и фотографий, посвященных цирку.
С 1935 по 1948 годы Родченко работал над серией живописи, посвященной цирку. В этой серии редко встречается изображение арены целиком или здания цирка со зрителями. Как правило, это полнофигурные изображения акробатов, жонглеров, борцов, клоунов.
Одна из первых работ из живописной серии «Цирк» 1935 года изображает наездницу, пролетающую в прыжке через обруч. Мазки создают эффект перламутрового свечения - кажется, что фигуры не поглощают свет, а излучают.
Александр Родченко в первый раз снимал Московский цирк в 1928 году. Последние негативы датированы 1944 годом. Почти вся цирковая серия Родченко 1940-х годов снята «Лейкой», мягкорисующим длиннофокусным объективом «Тамбар», который благодаря своей оптической схеме позволяет получать «окутанные дымкой» изображения. От Родченко-конструктора в снимках цирковых номеров - четкость композиции, любовь к геометрическим формам; от Родченко-романтика – недосказанность, мягкость, грусть.
Вершиной живописной части выставки станет знаменитый триптих Родченко 1921 года из серии «Гладкие доски», о котором он писал в 1931 году: «Я довел живопись до логического конца и выставил три холста: красный, синий и желтый, утверждая: Все кончилось. Цвета основные. Каждая плоскость есть плоскость, и не должно быть изображений. Каждая плоскость до своих граней имеет один цвет».
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится наследие Родченко и Степановой, переданное в дар в 1992 году Варварой Александровной Родченко и Александром Николаевичем Лаврентьевым. Это самая большая коллекция произведений художников в мире: она насчитывает более 600 единиц хранения, представляет основные периоды творчества и весь спектр их деятельности: живопись, оригинальную и печатную графику, работы для театра, рекламные плакаты, производственный дизайн, коллажи, фотографии, пространственные конструкции. |