Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Архив новостей
Илья Зильберштейн. К 110-летию со дня рождения29.03.2016 – 28.08.2016 Отдел личных коллекций Среди частных коллекций послереволюционной России собрание Ильи Самойловича Зильберштейна занимает совершенно особое место — не только и не столько по количеству произведений русских и западноевропейских мастеров (оно превышает две тысячи работ), сколько по их высоким художественным достоинствам и исторической ценности. Собиранию коллекции Илья Самойлович посвятил всю свою жизнь. Родился И.С. Зильберштейн в Одессе 28 марта 1905 года. По окончании школы учился в 1922 году в Институте народного образования (бывшем филологическом факультете Новороссийского университета), а с 1923 года — в Ленинградском университете на историко-филологическом факультете. Любимейшим занятием Зильберштейна в юные годы было рассматривание в букинистических лавках книг и журналов по изобразительному искусству. Статьи Александра Бенуа и Сергея Эрнста, напечатанные в журналах Старые годы и Аполлон, произвели огромное впечатление и стали первой школой искусствоведения. Еще студентом, он пишет свои статьи и на заработанные деньги покупает два первоклассных рисунка Бориса Григорьева, которые положили начало его коллекции. Живя в Ленинграде, он сближается со многими интересными людьми того времени — с пушкинистом и историком П.Е. Щеголевым, художником, искусствоведом и коллекционером С.П. Яремичем, сестрой знаменитого художника К.А. Сомова, А.А. Сомовой-Михайловой. Неоценимую пользу ему принесло знакомство с букинистами-антикварами: А.С. Молчановым, Э.Э. Эйдемиллером, И.С. Наумовым. Круг общения Зильберштейна со знатоками искусства расширился после его переезда в Москву. Он с благодарностью вспоминал имена московских коллекционеров Н.П. Пахомова, Н.В. Власова, искусствоведа и собирателя П.Д. Эттингера. Все они сыграли огромную роль в духовном формировании будущего коллекционера и способствовали приумножению его коллекции. С 1926 года он начал публиковать свои первые статьи и книги, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева. В 1930 году переехал в Москву в связи с предложением Михаила Кольцова, тогда директора Журнально-газетного объединения, подготовить к изданию собрание сочинений А.П. Чехова. И уже с марта 1931 года приступил к осуществлению своей заветной мечты — изданию сборников публикаций неизданных материалов по истории русской литературы и общественной мысли, назвав эти сборники Литературное наследство. На протяжении 57 лет (до своей кончины 22 мая 1988 года) Зильберштейн был бессменным руководителем этого уникального издания, насчитывающего почти сто томов. Половину из них он подготовил лично («Мой труд в 45 книгах Литературного наследства», — написано им в автобиографии). Свои исследовательские интересы И.С. Зильберштейн распространил и на область искусствознания. В 1948–1949 годах вышло в свет два тома Художественного наследства, посвященных И.Е. Репину. Публикации на эту тему продолжили книги: Александр Бенуа размышляет (1968), Константин Коровин вспоминает (1971), Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников (1971), Сергей Дягилев и русское искусство (1982), Валентин Серов в переписке, документах и интервью (1988). Особой областью исследований Зильберштейна явилось творчество художника-декабриста Николая Бестужева. С работой над Литературным наследством тесно связана деятельность Зильберштейна по возвращению из-за рубежа реликвий русской культуры, к которой ученый приступил еще в 1930-е годы и достиг наибольших результатов в 1960–1970-х годах. В 1964 году в газете «Голос Родины» И.С. Зильберштейн выступил с призывом к русской эмиграции присылать на родину художественные ценности, литературные материалы и архивы для их изучения. Результатом его поездок в Париж в 1966, 1972, 1973 и в Монте-Карло в 1975–1976 годах явилось возвращение десятков тысяч единиц архивных дел, изобразительных материалов, фотодокументов, редких книг, большинство из которых поступило в музеи и архивохранилища страны, о чем он рассказал в книге «Парижские находки. Эпоха Пушкина» (1993). Блистательная деятельность И.С. Зильберштейна как исследователя и публикатора новых архивных материалов определила и характер его коллекционерских поисков. По результатам его 60-летнего собирательства можно было издать историю русского рисунка и акварели конца XVIII — начала XX века: почти все значительные имена имелись в нем; количество же работ каждого из мастеров далеко превосходило масштабы частной коллекции. Достаточно назвать 22 рисунка П.А. Федотова, более 60 работ И.Е. Репина, 72 рисунка Александра Бенуа, почти 50 работ Л.С. Бакста, К.А. Сомова и многие другие. Однако при всем многообразии и широте собрания Зильберштейна в нем (как и в каждой коллекции) есть основное ядро, которое отражает личные пристрастия собирателя. В разделе русского искусства, это, прежде всего, портретная галерея декабристов кисти Н.А. Бестужева, произведения И.Е. Репина, группы художников Мира искусства, в западноевропейской части собрание – россика (графика художников-иностранцев, работавших в России) и ряд работ голландской, фламандской, итальянской и французской школы XVI – XIX века. Илья Самойлович называл коллекционерство болезнью или страстью. В самом деле, каким словом обозначить то неистовое стремление, с каким он разыскивал исчезнувшие портреты декабристов? Или сотни других реликвий русской и мировой культуры, которые должны стать достоянием всех людей? Историю необходимо сделать близкой и понятной — в живых картинах ушедших дней, в портретах лиц, участвовавших в этой истории, в видах городов, оставленных нам художниками. Коллекция И.С. Зильберштейна — это небольшой, целостный по составу музей русского и западноевропейского искусства. Таким он и остался после того, как в 1987 году Илья Самойлович передал свою коллекцию в ГМИИ им. А.С. Пушкина, с тем, чтобы она положила начало новому Отделу — Музею личных коллекций. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы расстаться с такой выдающейся коллекцией, и нужна была большая мудрость, чтобы понять, что только этот шаг — передача коллекции государству — единственная возможность сохранить ее. |