Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина | Архив новостей

Дар С.А. Вязьминской в Отдел личных коллекций

03.04.2018

Отдел личных коллекций

В конце 2017 года Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина получил в дар уникальную коллекцию живописных и графических произведений Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958) из собрания московских коллекционеров Дмитрия Соломоновича Левенсона и Светланы Александровны Вязьменской.
Д.С. Левенсон (1929–2006) — известный юрист, член Московской коллегии адвокатов, член Редакционного совета и юрисконсульт журнала «Наше наследие» и его жена С.А. Вязьменская начали собирать свою коллекцию русского искусства XX века более 30 лет назад. Работы Роберта Фалька попали в собрание Левенсона-Вязьменской благодаря Ангелине Васильевне Щекин-Кротовой (1910–1992), последней супруги Р.Р. Фалька. Некоторые произведения были приобретены непосредственно у вдовы художника, другие – по ее консультации – в комиссионных магазинах и у частных коллекционеров. 
Роберт Фальк – крупнейший русский художник XX века, один из членов-основателей авангардного художественного объединения «Бубновый валет», сочетавший в своих работах достижения французских постимпрессионистов, фовистов и кубистов с традициями русской живописной школы. В коллекции представлено несколько живописных произведений одного из наиболее важных периодов в творчестве мастера – времени пребывания его во Франции, в Париже (1928–1938). Среди них «Натюрморт с золотыми рыбками» (1933) – эскиз к большой картине «Старухи. Одиночество», написанный в духе
Поля Сезанна, с характерной пастозностью живописи, жанровые работы «Беседа. В Бистро» (1931) и «Девушка из бистро» (1931) и городской пейзаж «В рабочем квартале Парижа» (1935), выполненные в спокойной серо-голубой и зеленовато-коричневой цветовой гамме, свойственной для зрелого творчества художника.
К французскому периоду творчества относятся также «Автопортрет» Р. Фалька («Мулат», 1934–35), написанный в Бретани, и замечательный по технике исполнения портрет «Девушка в платье с кружевным воротником», на котором, по словам С.А. Вязьменской, может быть изображена Татьяна Яковлева, последняя муза поэта Владимира Маяковского, жившая в эмиграции в Париже в 1920–1930-х годах.
Живописный портрет известного врача-терапевта, профессора медицины Александра Ивановича Яроцкого (1866–1944) написан Робертом Фальком в 1943 году в Самарканде, где художник
жил в эвакуации во время Великой Отечественной войны.

Разнообразно представлена в собрании графика Роберта Фалька. Это портреты, натюрморты, обнаженная натура, охватывающие широкий временной период с 1920-х по 1950-е годы.
Особый интерес представляют графические портреты друзей и близких художника 1930–1950-х годов, в числе которых портреты сына художника – Валерия Фалька (1916–1943), два портрета философа Льва Шестова (настоящая фамилия Шварцман,
1866–1938), портрет поэтессы Рахили Львовны Баумволь (1914–2000), портрет искусствоведа и переводчика Александра Георгиевича Габричевского (1891–1968) и др. Большинство этих работ
являются эскизами к живописным портретам. В собрании также находится интересная двусторонняя работа. С одной стороны, изображен портрет художника Адольфа
Мильмана (1886(8) – 1930), товарища Фалька по художественному объединению «Бубновый валет». Роберт Фальк писал портрет Мильмана в период его тяжелой болезни. Данная работа является эскизом к живописному портрету 1929–1930 годов
(Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова). На обороте представлен Эскиз декорации к спектаклю «Испанцы» по пьесе М. Ю. Лермонтова, премьера которого состоялась
16 апреля 1941 года в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ; режиссер-постановщик Исаак Кролль, композитор Александр Крейн). Фрагмент декорации с изображением
кардинала, по внешнему облику похожего на кардинала Ниньо де Гевара с портрета работы Эль Греко (1598, Метрополитенмузей, Нью-Йорк), отсылает к эпохе испанской инквизиции,
показанной в пьесе.
Живописное и графическое наследие Р.Р. Фалька широко представлено в фондах Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (коллекция А.Н. Рамма; коллекция С.Т. Рихтера; коллекция М.В. Алпатова и др.). Однако в собрании музея не
было примеров портретного творчества художника и его театральных работ. Коллекция Левенсона-Вязьменской обогатила фонд Роберта Фалька в ГМИИ им. А.С. Пушкина произведениями
высокого художественного качества.


Сайты Музея