Последние новости и события | Архив новостей | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина

Соломон Телингатер – конструктор книги. 120 лет мастеру

18.05.2023

Отдел личных коллекций

Клуб коллекционеров и наследников художников при Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает программу «Плеяда». Вечер, посвященный жизни и творчеству Соломона Бенедиктовича Телингатера (1903-1969) пройдет 18 мая в 18.00 в аудитории Отдела личных коллекций.

Телингатер известен как создатель ряда выразительных шрифтов, мастер коллажа, типограф, рисовальщик, акварелист, живописец. Его творческое наследие столь обширно, что сложно выделить лишь одну художественную сферу, в которой он проявил свое дарование.

С.Б. Телингатер родился в Тифлисе. Его отец был театральным художником, что повлияло на становление будущего мастера. На рубеже 1910-1920-х годов С.Б. Телингатер учился и работал в Баку, создавая многочисленные юмористические рисунки для журналов, агитационные плакаты и афиши, а также эскизы театральных декораций и костюмов. В 1920-1921 годах он учился во ВХУТЕМАСе в мастерской В.А. Фаворского. Вернувшись в Баку, в 1922 году художник выполнил серию иллюстраций к поэме А.А. Блока «Двенадцать».

В 1925 году он окончательно переехал в Москву, и начал работать техническим редактором издательства «Новая Москва», а с 1927 года стал оформлять книжные обложки. Для этих целей художник использовал различные методы – от рисования до коллажирования и фотомонтажа. Такой подход позволял воплощать в жизнь самые неординарные, оригинальные композиции и объединять, казалось бы, несовместимые стили. В 1927 году, совместно с Эль Лисицким он оформил «Путеводитель по Всесоюзной полиграфической выставке 1927 года». С этого года популярность Телингатера в издательской среде стремительно росла – его пригласили в редколлегию журнала «Полиграфическое производство», а также предложили работу в качестве художника-инструктора в Первой Образцовой типографии.

Во второй половине 1920-х годов стиль Телингатера все больше склонялся в сторону конструктивизма, о чем свидетельствуют обложки оформленных им книг. Так, одним из выдающихся изданий этих лет является поэма А. Безыменского «Комсомолия» (1928).

В начале 1930-х годов Телингатер все чаще использует в работе технику фотомонтажа. Ярким примером здесь может служить книга «1914» (к 20-летию начала Первой мировой войны), где изобразительный ряд был составлен из коллажей фотохроники времен войны. В то же время Телингатер активно сотрудничал с ведущими журналами «СССР на стройке», «Даешь», «СА», «Бригада художников».

В самом начале Великой Отечественной войны Телингатер записался в народное ополчение, но уже в октябре 1941 года был направлен в армейскую редакцию газеты «За родину». В это время он выполнил множество выразительных портретов красноармейцев, а также активно работал в жанре карикатуры, в гротескной форме изображая солдат неприятеля. Вместе с войсками 49 армии 2-го Белорусского фронта художник дошел до Германии и был награжден орденами и медалями.

Во второй половине 1940-х годов Телингатер продолжил оформлять обложки книг, сотрудничая с ведущими издательствами – «Детгиз», «Госполитиздат», «Искусство». В 1950-1960-х годах он много экспериментировал со шрифтами, внеся весомый вклад в историю типографского дела.

Предстоящий вечер – дань памяти мастера. На нем предполагаются выступления искусствоведов, исследователей творчества С.Б. Телингатера, таких как Дмитрий Фомин, Рустам Габбасов и Елена Рымшина. На вечере также будет представлена видеозапись с выступлением сына художника Владимира Соломоновича Телингатера.

Сайты Музея