Рамм Александр Наумович
Коллекция Александра Наумовича Рамма
Коллекцию А.Н. Рамма можно отнести к типу так называемого «вкусового» собрания, изначально не претендующего на научную полноту и последовательность. Специалистам и зрителям оно запоминается своим интимным, камерным настроением, созданным благодаря предпочтениям Александра Наумовича — среди натюрмортов чаще встречаются цветы, среди портретов — женские образы. Коллекции присущи лиризм и гармония, она пронизана созерцательностью, любованием красотой во всей ее многообразности.
Александр Наумович Рамм(1903– 1987) был известным ученым-инженером, специалистом по метталургии, профессором Ленинградского Политехнического института. Уроженец Днепропетровска, выходец из просвещенной купеческой семьи, А.Н. Рамм за полвека инженерной научной и педагогической деятельности опубликовал около 100 оригинальных работ по теории и практике доменного процесса, написал 4 монографии, получил два авторских свидетельства на изобретения. Кроме того, ученый перевел с немецкого и английского языков множество научных статей. Результаты большинства его исследований были внедрены в производство, а письменные труды уже долгие годы являются хрестоматийными для технологов, конструкторов, студентов, посвятивших себя металлургии.
Помимо основного дела жизни Рамма — металлургии, у него было еще две страсти: занятие живописью и собирательство. Александр Наумович увлеченно писал натюрморты и пейзажи, виды Ленинграда и его окрестностей.
Из двух увлечений Рамма собирательство, несомненно, занимало первое место. Начало создания коллекции было положено в 1933 году, когда молодой инженер-металлург переехал в Ленинград. В стенах Политехнического института, куда Рамм был приглашен преподавателем, работали и сотрудники, так же как и он увлеченные коллекционированием. Многие из них жили неподалеку, в Институтском городке. В кругу старой профессуры «Политеха» всегда традиционно существовала группа собирателей.
Свою коллекцию Рамм формировал около 40 лет самыми различными путями — обмен с собирателями, переговоры с наследниками художников и коллекционеров, покупки в антикварных магазинах, личные контакты с художниками. Основные приобретения были сделаны в конце 1940-х — начале 1950-х годов.
Больше всего Александра Наумовича привлекали произведения живописи и графики, относящиеся к периоду первых трех десятилетий XX века — времени самых неожиданных открытий в области изобразительных искусств. Рамм старался не пропустить ни одной возможности пополнить свою коллекцию новыми сведениями, относящимися к тематике собрания. Он искал работы интересующих его художников, покупал книги по искусствупосвященные их творчеству. В личной библиотеке Рамма встречаются журналы и книги начала ХХ века (журналы «Аполлон», книги издательства «Сикора»). Александр Нумович великолепно знал творчество каждого художника, представленного в его собрании.
Первыми приобретениями собирателя были полотна передвижников: этюд В.Д. Поленова, картины А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, М.Н. Нестерова, К.Е. Маковского. Коллекционирование передвижников было чрезвычайно распространено в 1940-е годы.
Затем появляются работы мастеров, членов «Союза русских художников» (СРХ). Среди представленных в коллекции — Золотая осень (1904) В.В. Переплетчикова, У монастырской стены (1908) С.Ю. Жуковского, Охотино. На террасе. Портрет актрисы Н.И. Комаровской. (1919) К.А. Коровина, Купчихи (1908–1935) И.Э. Грабаря, Московский дворик С.А. Виноградова, Церквушка А.Е. Архипова. Творчество членов СРХ интересовало собирателя, в основном в области портрета и пейзажа. Полотна именно этих жанров привлекали Александра Наумовича своим спокойствием, приводившим к душевному умиротворению и самоуглублению. Они как нельзя лучше соответствовали теплой домашней атмосфере, царившей в семье Рамм.
Картина В.В. Переплетчикова Золотая осень по манере письма напоминает произведения французских художников-пуантелистов, увлечение творчеством которых было характерно для искусства начала ХХ века. Живописец использует прием оптического смешения цветов: чередование желтых, зеленых, красных мазков создает множество разнообразных оттенков. Деревья, трава, кустарники, написанны легкими, мелкими мазками, создающими эффект пульсации, небо выписано абсолютно гладко.
Ленинградские коллекционеры активно собирали произведения мастеров объединения «Мир искусства» и сыграли значительную роль в деле сохранения их наследия. Работ художников-мирискусников в собрании Рамма насчитывается более 40: это полотна А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, В.А. Серова, М.В. Добужинского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, О.Э. Браза. Широко представлены мирискуссники второго поколения: Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, группа выпускников Академии художеств — Василий Шухаев, Александр Яковлев, Борис Григорьев.
Начало приобретениям работ художников «Мира искусства» положила случайная находка. В антикварном магазине на Невском проспекте Александр Наумович обнаружил Портрет мальчика Нарышкина (1910) В.А. Серова. Сохранность портрета была ужасающей, но благодаря профессиональному мастерству реставраторов из Русского музея вещь была сохранена и восстановлена. И сейчас мы имеем счастливую возможность любоваться этим сохраненным портретом, неповторимой детской грацией, пытливым мальчишеским взглядом.
Пленительные женские образы, составляющие славу З.Е. Серебряковой, также украшают стены зала коллекции А.Н. Рамма. Рисунки пастелью на темы балета, отличаются теплотой и очарованием, они подкупают своей естественностью. В портрете известного историка искусства С.Р. Эрнста создан образ энергичного и деятельного ученого, элегантного молодого человека.
Постоянный участник выставок «Мира искусства» О.Э. Браз, представлен пейзажем Золотая горка в Петергофе (1908), изображающим один из уголков дворцового парка. Яркое визуальное впечатление от картины достигается благодаря цветовой гамме, сочетанию оттенков зеленого, золотого и серовато-белого. Объемность величественных мраморных статуй, блики света на позолоте, солнечные отблески в кронах деревьев переданы в свободной живописной манере.
Картина К.С. Петрова-Водкина раннего периода Париж. Люксембургский сад (1908) создана художником под впечатлением от живописи французских и немецких мастеров начала ХХ века. Перед зрителем -- одно из самых привлекательных мест Парижа в погожий солнечный день. В палитре художника нет ярких цветовых сопоставлений, характерных для него в более поздние годы: предпочтение отдано пастельным тонам. Свободная легкая, манера письма прекрасно передает ощущение теплого ясного дня.
Звучный по цвету Натюрморт на желтом фоне Н.С. Гончаровой, одной из первых художниц русского авангарда, создан в 1908 году, в начале примитивистского периода ее творчества. Он был своего рода визитной карточкой коллекции и предметом гордости коллекционера. Рамму многократно предлагали обменять его на другую достойную картину, но Александр Наумович был непреклонен.
Одним из лучших произведений коллекции является картина Б.М. Кустодиева После грозы (1921). Перед зрителем, подобно театральной декорации, разворачиваются различные сюжеты деревенской жизни — гулянье, купание в бане, внезапно возникший пожар. Эти захватывающие сцены, написанные в яркой цветовой гамме, напоминают пестрые лубочные картинки.
Полотно И.Э. Грабаря Купчихи (1908–1935), оригинальное по композиции и формату, интересно богатой палитрой и наполненностью светом. Художник работал над ним более четверти века. Вытянутая по горизонтали композиция и ее особая ритмичность создают у зрителя впечатление движения вдоль торговых рядов. Благодаря контрасту прозрачной голубизны морозного воздуха и ярких цветовых акцентов достигается ощущение сказочности и праздничности. А милые, непосредственные детали — блюдца в руках замерзающих купчих, характерные вывески над лавками — погружают нас в атмосферу провинциального торгового городка. Творчески используя живописные приемы импрессионизма и неоимпрессионизма, Грабарь мастерски передал красоту и поэзию обыденного дня.
К разряду наиболее интересных произведений из собрания Рамма можно отнести графическую работу М.В. Добужинского Вильно (1910). Член «Мира искусства» с 1901 года, живописец и график, он широко известен своими театральными работами и книжными иллюстрациями. Тема города — одна из главных в творчестве художника, прославившегося своими видами Петербурга. Изящество и отточенность рисунка, повышенная экспрессия линий характерны для его работ.
Оригинальной манерой письма выделяются работы Б.Д. Григорьева. Произведения этого талантливого художника встречаются в России достаточно редко и поэтому особенно ценны. Небольшая по формату картина Парижские типы (1910-е) создана как триптих. Разделение общей композиции на части осуществляется благодаря изображению раскрытых дверей комнат, в каждой из которых находится определенный персонаж, отличающийся от остальных своей яркой индивидуальностью. Образы всех трех одинаково выразительны, несмотря на то, что лица одного из них мы не видим. Работу отличают виртуозность линий, театральность композиции.
Монографический раздел коллекции посвящен творчеству трех известных художников: Р.Р. Фалька, Н.И. Альтмана и В.В. Лебедева. Судьбы первых двух из них во многом схожи. Работы Фалька и Альтмана, возвратившихся из зарубежных командировок, пришлись не по вкусу в некоторых государственных музеях. И именно такие люди, как Александр Наумович Рамм, способные оценить смысл художественных новаций начала XX века, сыграли важную роль в поддержке идей этих художников. Фальк был дружен с Раммом и, по воспоминаниям родственников коллекционера, часто останавливался в его квартире, когда бывал в Ленинграде.
Творчество Фалька представлено в коллекции Александра Наумовича прежде всего работами французского периода: пятью пейзажами, три из которых — городские, передающие чарующую атмосферу Парижа. В строгом по композиции натюрморте Перцы (1930-е), также относящемся к десятилетию, проведенному живописцем во Франции, мир предметов наполняется одухотворенностью, жизнью. На серебристо-сером фоне, переливающемся всевозможными оттенками — от зеленого до сиреневого, — рассыпаны «пламенеющие» перцы. Выразительная объемность их форм достигается художником благодаря смелой, даже несколько тяжеловатой, фактурной живописи.
Почетное место в коллекции отведено и работам Натан Альтмана. Его тонкое мировосприятие, высокий профессионализм позволяли раскрыть себя в самых разнообразных жанрах: пейзаже, натюрморте, театральной декорации, книжной иллюстрации. Творчество этого художника представлено как графическими, так и живописными работами, в основном французского периода. Автопортрет с цветным шарфом (1928–1935), одна из любимейших вещей Александра Наумовича Рамма. Картина выделяется светлой цветовой гаммой, привлекает внимание эффектной композицией.
Особое место в коллекции занимают работы замечательного русского и советского художника, известного иллюстратора детских книг Владимира Васильевича Лебедева. Все его произведения были приобретены Раммом непосредственно у художника в его мастерской. В графической работе Гитаристка (1926) мастер использует метод тоновых заливок. Перекликающиеся округлые и прямоугольные формы, из которых собран образ, ракурс, скрывающий лицо гитаристки, сосредоточивают внимание зрителя на ее внутреннем настрое.
Как бы в противоположность образу гитаристки в картине Девушка в зеленом (1935) художник обращает наше внимание на почти бесплотное, сливающееся с общим фоном лицо своей героини. Материальность образу девушки придают контрастирующие с бледностью лица ее темные глаза, пылающие губы, яркие пятна берета и жакета. Портрет девушки скульптурно выделяется на фоне размытого пространства, привлекает цветовыми противопоставлениями, своеобразной, характерной для Лебедева манерой письма.
Помимо разделов коллекции, о которых было сказано выше, есть еще один, прекрасно дополняющий другие. Это работы отдельных русских и советских мастеров, работавших в 20–30-е годы: А. Маневич, А. Глускин, А. Анушина, Т. Бруни, В. Оленев. Они не входили в упомянутые творческие объединения, но по тематике произведений их творчество отвечает духу и направленности собрания.
Можно с уверенностью сказать, что Александр Наумович Рамм являлся одним из типичных российских собирателей середины и второй половины ХХ века, без пожертвований которых невозможно себе представить жизнь современного музея.