Макасеева Елена Михайловна
Коллекция Елены Михайловны Макасеевой
В 2004 году собрание Музея личных коллекций пополнилось бесценным даром - коллекцией Елены Михайловны Макасеевой (1920–2004). Многие годы Елена Михайловна дружила с Музеем, была постоянным посетителем выставок, концертов, проводимых на Волхонке, и еще при жизни завещала Музею свое собрание, насчитывающее около четырехсот произведений живописи, графики и прикладного искусства.
Елена Михайловна всю свою жизнь была связана с искусством, она происходила из семьи интеллигентов с глубокими корнями и традициями. Страсть к коллекционированию передалась ей по наследству. Ее отец, Михаил Осипович Вайсбейн, собирал произведения живописи и предметы старины, а дядя, Леонид Осипович Утесов, - агитационный фарфор.
Окончив сценарный факультет ВГИКа, Елена Михайловна проработала практически всю жизнь редактором на Московской студии научно-популярных фильмов, в кинопроектах «Наука и техника» и «Здоровье».
На протяжении всей своей жизни Елену Михайловну связывала тесная дружба с супругами Лемкуль, Федором Викторовичем и Екатериной Петровной, – известными коллекционерами стекла (их собрание также было подарено ОЛК и находится сейчас в постоянной экспозиции Музея).
Основным увлечением Елены Михайловны стало ее собрание. Оно состоит из небольших коллекций разных видов искусства. Значительную часть его составляют произведения декоративно-прикладного искусства – мебель, стекло, фарфор, бисер, серебро и т.д., – а также образцы живописи и графики. Вместе они представляют уникальное комплексное собрание, довольно точно и полно воспроизводящее жилые интерьеры и отражающее традиции и быт русского дворянства первой половины XIX века, так называемого золотого века русской культуры.
Ядром собрания являются образцы русского и западноевропейского фарфора. Охватывая период с середины XVII – по середину XX века, они иллюстрируют наиболее яркие явления в истории его производства. Есть и великолепные произведения Императорского фарфорового завода. Весьма разнообразно представлена продукция многочисленных русских частных фабрик, существовавших в России в XIX веке, прежде всего произведения наиболее крупных из них – Гарднера и Попова. Коллекция западноевропейского фарфора включает образцы, изготовленные на мануфактурах Мейсена, Франкенталя. Разнообразием сюжетов росписей отличается группа русских и английских тарелок. Необычные фантазийные формы в сочетании с яркой цветочной росписью демонстрируют многочисленные флаконы, чайные и кофейные пары.
К собранию фарфора органично примыкает сравнительно небольшая, но прекрасно подобранная коллекция художественного стекла, состоящая в основном из фигурных флаконов, выполненных из разноцветного опалового и многослойного стекла, нарядно расписанных эмалевыми красками и золотом. Большинство этих редких вещей было выполнено во второй четверти XIX века на Императорском стеклянном заводе, а также на крупнейших частных фабриках Бахметьева и Мальцова.
Развитие производства цветного стекла в России в конце XVIII века, а затем возвращение этой моды в 1830-х годах во многом способствовало росту популярности такого трудоемкого и почти ювелирного вида рукоделия, как бисерная вышивка. В коллекции Макасеевой собраны сюжетные картины, разнообразной формы кошельки, бумажники, подстаканники, сонетка и чубук.
Серебро представлено в коллекции небольшими столовыми предметами, чарками, кофейниками, вазочками-конфетницами. Привлекает внимание набор из пяти небольших ложек, выполненных в XIX веке в Голландии. Все они имеют на дне вычеканенное изображение и фигурное навершие на конце ручки. Темы этих украшений – традиционные жанровые сценки и мотивы: сцена в таверне, рыбаки в лодке, мельница, аист, и, конечно, корабли. Изящные серебряные табакерки напоминают нам о галантном XVIII веке с его модой на нюхательный табак.
В доме Елены Михайловны все эти мелкие вещицы были аккуратно расставлены по полкам многочисленных витрин, горок, шкафчиков. Стены квартиры украшали прекрасные произведения живописи и графики таких известных художников, как Владимир Иванович Гау, Орест Адамович Кипренский, Филипп Андреевич Малявин, Александр Александрович Бенуа-Конский и др. Наряду с ними в собрание вошли неподписанные работы неизвестных мастеров русской и западноевропейской школы XIX века – пейзажи и традиционные жанровые сцены.
Значительную часть графических и живописных произведений представляют портреты – листы небольших размеров, выполненные в технике акварели, и живописные миниатюры на кости. В XVIII – первой половине XIX века искусство миниатюры переживало расцвет. В то время подобные произведения выполняли роль современной фотографии. Небольшие портретные изображения ближайших родственников, детей, возлюбленных и друзей заказывали для того, чтобы иметь возможность возить их с собой.
Елена Михайловна любила, чтобы вещь была не просто красивой, а еще и содержала в себе некую историю, тайну, придавая таким образом атмосфере ее дома особый смысл и дух. Многими вещами хозяйка не только любовалась, но и пользовалась. Видимо, именно поэтому большую часть коллекции составляют предметы декоративно-прикладного искусства, так умело сочетающие в себе утонченный художественный облик с чисто практической функцией. В доме Макасеевых все вещи стояли на своих определенных местах и служили по назначению, будь то мебель, зеркала, флаконы для духов, фарфоровые чашки и т.п., а произведения живописи и графики были неотъемлемой частью интерьера. При покупке этих предметов Елена Михайловна не придавала особого значения их сохранности. Главным для нее было то, что старинные вещи в ее доме получали новый жизненный импульс, сохраняя при этом в себе дух прошлого времени, который они могли передавать новым владельцам на протяжении многих лет.
Коллекцию Елены Михайловны можно рассматривать бесконечно. Сюжеты картин и росписей образцов декоративно-прикладного искусства, разнообразие форм и цветовой палитры, совершенство многочисленных техник создают особый мир, атмосферу ушедших эпох.