Всеволод Николаевич Некрасов
Коллекция поэта Всеволода Некрасова
Более 130 произведений живописи, графики и фотографии представляют часть коллекции поэта и художественного критика Всеволода Николаевича Некрасова (1934-2009). Эти работы были переданы в дар ГМИИ в 2011 году Галиной Владимировной Зыковой и Еленой Наумовной Пенской, наследниками поэта и его жены, Анны Ивановны Журавлевой.
Всеволод Некрасов - русский поэт, теоретик искусства, один из лидеров «второго русского авангарда» и основателей «московского концептуализма». Родился и жил в Москве. Учился на историко-филологическом факультете Московского городского педагогического института имени В.П.Потемкина, позже преобразованного в Московский государственный педагогический институт. С конца 1950-х входил в сообщество поэтов и художников, сложившееся вокруг Е.Л.Кропивницкого и О.Я.Рабина (т.н. лианозовцы)., наряду с Генрихом Сапгиром, Яном Сатуновским и Игорем Холиным. Для близких друзей он был в первую очередь мыслителем необыкновенной интеллектуальной мощи, обладающим парадоксальным мышлением и умением проникать в суть явлений, придерживающимся аскетического образа жизни.
До перестройки тексты Некрасова публиковались в самиздате, например, в журналах «Синтаксис» (1959), «37», и за границей, в журналах «Ковчег», «А-Я», сборнике «Аполлон-77» и др. Начиная с 1989 года вышли в свет семь книг его стихов и статей.
Коллекция Некрасова складывалась в течение почти 50 лет. Она не столько собиралась, сколько вырастала из жизни Всеволода Николаевича: за каждой работой, за каждым листом стоит дружба или взаимная симпатия с художником, иногда – творческое содружество с близкими по духу московскими художниками, имена которых связаны с направлением «другое искусство». Так, литографированная обложка для журнала «Синтаксис», выполненная Львом Кропивницким, – не просто экспонат коллекции, но документальное свидетельство причастности Всеволода Некрасова к этому изданию, ставшему важной вехой в истории отечественной культуры.
Общение с художниками было для Некрасова важной жизненной потребностью: в этом общении поэт не только черпал новые ощущения, но и под воздействием этих ощущений начала формироваться и его концепция творчества, обуславливающая лаконизм, скупости средств и глубокой, подчас трагической образности. Некрасов принимал участие в нескольких художественных выставках как поэт и искусствовед-теоретик. В собрании присутствуют произведения художников "Лианозовской группы" - Е.Кропивницкого, О.Потаповой, Л.Мастерковой, О.Рабина, В.Немухина; а также Олега Васильева, Эрика Булатова, Франциско Инфанте и др. Большинство произведений было создано в 1960-1970-х гг.
В 1960-1970-е годы Некрасовым был создан ряд так называемых визуальных стихотворений, непосредственно смыкающихся с изобразительным искусством. Одно из них стало программным для его друга Эрика Булатова: ряд литографий и картин Булатова было вдохновлено стихотворным жизненным кредо поэта: «я хотя / не хочу / и не ищу / живу и вижу»