Соловьев Сергей Васильевич

Коллекция Сергея Васильевича Соловьева

В залах 21 и 22 представлена небольшая, но цельная по составу коллекция произведений русской реалистической живописи второй половины XIX — начала ХХ века. Собрание Соловьева является одним из наиболее значительных даров, поступивших в Музей личных коллекций после его основания в июле 1985 года. Оно включает в себя главным образом поздние работы ряда крупнейших художников - передвижников: И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.Г. Перова и других, а также произведения участников «Союза русских художников».

С.В. Соловьев, по профессии резчик по металлу, начал собирать коллекцию после переезда в Москву в 1920 году. В течение шестнадцати лет он приобретал полотна русских художников, постепенно превращая свой дом в маленькую «Третьяковку». Творчество художников-передвижников, с которым Соловьев познакомился в залах знаменитой Третьяковской галереи, их интерес к темам русского народного быта, к красоте родной природы, покорило его и помогло определиться в художественных пристрастиях, не изменившихся на протяжении всей жизни.

В 1936 году Соловьев был арестован, а большая часть коллекции, находившаяся в его московской квартире — изъята и вывезена. Судьба этой части собрания по сей день остается неизвестной. Чудом сохранились лишь живописные полотна, хранившиеся в загородном доме Сергея Васильевича. В годы Великой Отечественной войны их сберегли его дочери. В 1987 году, узнав об открытии Отдела личных коллекций при ГМИИ им. А.С. Пушкина, они передали эту сохранившуюся часть картин Музею.

У истоков новых процессов, происходивших в искусстве 60-х годов, связанных с расцветом реалистической живописи стоял один из основателей Товарищества передвижников, московский живописец В.Г. Перов. Автор знаменитых жанровых картин, он был известен и как замечательный портретист. Необычайное дарование художника наиболее полно раскрылось в его портретах, находящихся в ГТГ: писателей Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Островского (1871), составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (1872) и другие. Представляет интерес Портрет дамы в черном, характерный образ властной и волевой женщины, по всей видимости, происходящей из купеческого сословия. Ее лицо серьезно, почти сурово. И в выражении лица, и в позе модели Перов мастерски сумел передать то внутреннее достоинство, которое ее отличает. Сдержанный колорит и контрасты освещения придают картине почти торжественный характер.

Жанровая живопись, в особенности бытовой жанр, была особенно близка собирателю. Его привлекали созданные передвижниками сцены из повседневной деревенской жизни с её традиционным многовековым укладом — Злая свекровь В.М. Максимова (1892) и Проводы новобранцев И.С. Куликова.

Сюжеты многих картин В.В. Максимова, жившего в имении Голенищевых-Кутузовых, в деревне Шубино Тверской губернии, подсмотрены в самом крестьянском быту. Наиболее известные его произведения Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875) и Больной муж (1881) находятся в ГТГ. В картине Злая свекровь из коллекции Соловьева художник создает яркие образы сварливой старухи, ее родной дочери, довольной жизнью, и несчастной невестки. Перед зрителем разыгрывается повседневная семейная драма, свидетелем которой художник случайно становится.

Центральное место в экспозиции зала занимает живописное полотно И.Е. Репина Дуэль (1913). Известны три варианта этой картины. Первый, названный автором Простите! был показан на выставке в Венеции в 1896 году, затем экспонировался в 1911 году на выставке в Милане, где было приобретено семейством Тиранти. В настоящее время оно находится в частном собрании в США. По заказу П.М. Третьякова Репиным был написан второй вариант Дуэли, хранящийся в ГТГ. Дуэль из собрания С.В. Соловьева — третий вариант картины. По сохранившейся на полотне надписи «Посвящается Петру Андреевичу Лезину», известному московскому врачу, можно предположить, что картина первоначально находилась у него. До сих пор неизвестны обстоятельства, при которых она попала в коллекцию московского собирателя М.Т. Соловьева, однофамильца Сергея Васильевича, а затем оказалась в собрании самого С.В. Соловьева. В картине, написанной с присущей позднему творчеству художника подчеркнутой экспрессией, присутствует некоторая театральность, проявляющаяся в чрезмерной патетике, заостренном контрасте образов, повышенной яркости цветового решения.

Тема дуэли вспоминается и при взгляде на Портрет Николая Феликсовича Юсупова кисти Н.П. Богданового-Бельского. До проведения специального исследования считалось, что на портрете изображен его брат — Феликс Юсупов. Но по материалам архива семьи и, в первую очередь, фамильных фотографий, хранящихся в «Архангельском», подмосковном имении Юсуповых, удалось установить, что художник изобразил Николая Феликсовича Юсупова, жизнь которого трагически оборвалась на дуэли в 1908 году.

Одной из самых известных картин в коллекции Соловьева является полотно В.Д. Поленова Христос у Генисаретского озера (1894). Обращение художника к евангельским темам не было случайным. В 1881–1882 годах он совершил путешествие по Ближнему Востоку. Итогом этой поездки стали его знаменитые картины Христос и грешница (1888, ГРМ) и серия картин Из жизни Христа (1890–1900). Живописное полотно из коллекции Соловьева не является единственным в творчестве художника обращением к этому евангельскому сюжету. Варианты данной композиции находятся в собрании Третьяковской галереи и в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева (СГХМ). Евангелие от Матфея повествует о том, что именно у Генисаретского озера, называемого также и Галлилейским морем, Иисус повстречал братьев рыбаков Андрея, получившего имя Первозванный — его первого ученика, последовавшего за ним, и Симеона, ставшего впоследствии апостолом Петром. Здесь на Генисаретском озере Христос проповедовал собравшимся вокруг него людям. Образ тихой и безмятежной природы помогает художнику передать состояние созерцательной задумчивости Христа. К числу лучших пейзажных работ Поленова относятся и такие произведения, как Лагуна (1896) и Венеция.

В коллекцию Соловьева также входят пейзажи И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, А.А. Киселева и других. Живопись И.И. Шишкина в коллекции Соловьева представлена пейзажем Дорога в лесу (1885). Его картины, среди которых особенно часто встречаются изображения леса, выполнены на основе внимательного изучения натуры. Лирическая нота, проявившаяся в позднем периоде творчества мастера, звучит в гармонии пейзажного мотива с внутренним настроем художника.

Картина А.К. Саврасова Чумаки на привале относится к позднему периоду его творчества, когда художник писал картины преимущественно на заказ.

Забытая мельница (1891) — один из вариантов картины А.А. Киселева, которую не раз повторял этот художник-передвижник.

К наиболее интересным пейзажам из коллекции Соловьева можно отнести картину Море и лодка (1899) Н.Н. Дубовского. Он учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге у известного мастера М.П. Клодта. Будучи постоянным членом Товарищества передвижных художественных выставок, Дубовской написал более 400 картин и около тысячи этюдов.

Пейзаж Старый дом С.Ю. Жуковского был приобретен Соловьевым у художника. Жуковский учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества у И.И. Левитана, участвовал в выставках Товарищества передвижников и позднее стал одним из членов крупнейшего объединения начала ХХ века «Союза русских художников». Русская усадебная культура была особенно близка мастеру. Он писал виды дворянских усадеб и их интерьеры: Поэзия старого дворянского дома (1912, ГРМ), Радостный май (1912, ГТГ) и др. Этой же теме посвящена и картина Старый дом из коллекции Соловьева.

В пейзаже Деревья П.И. Петровичева живописная манера отличается смелостью, использование мастихина придает оригинальность технике, делая ее пастозной. Окончив Московское училище живописи ваяния и зодчества, он брал уроки живописи в мастерской Левитана. Участник выставок художников-передвижников, член Союза русских художников, Петровичев создал серию картин, посвященных видам русских городов и древних храмов, подмосковных усадеб с их изысканными интерьерами.

Этюд Еврейское местечко (1916) К.А. Коровина отличается свободным, широким мазком и особым звучанием цвета. Ученик Саврасова и Поленова, художник усвоил уроки своих великих педагогов, но его живописная манера совсем иная. Этюдность, как художественный принцип, является одним из отличительных признаков его радостных и многоцветных полотен. И в известных произведениях, и в небольших, скромных этюдах Коровин предстает настоящим мастером пейзажа.

В коллекции Соловьева находится картина Сараи, написанная в ранний период Д.Д. Бурлюком, творческий путь которого связан с искусством русского авангарда начала ХХ века.

Сайты Музея