История | История здания | История второго здания | Отдел сегодня | Фотоальбомы

Здание ОЛКВ 2014 году Отделу личных коллекций исполнилось двадцать лет. Это один из самых молодых и необычных музеев страны. Решение о его создании как Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.  Пушкина было принято в июле 1985 года. 24 января 1994 года Музей (ОЛК) распахнул двери для посетителей в доме № 14 по улице Волхонке, в бывшем московском особняке князей Голицыных, а в 2005 году переехал в специально отреставрированное здание, расположенное по адресу ул. Вохонка, 10.

Собрания, переданные в дар ГМИИ частными коллекционерами и самими художниками или их близкими, расположились на двух этажах. Экспозиция художественных коллекций представлена таким образом, чтобы не нарушилась целостность отдельных собраний и ясность первоначального замысла тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и  пристрастиям.

Еще не так давно частное коллекционирование рассматривалось у нас в стране как занятие весьма сомнительное,  поскольку личная коллекция расценивалась как «богатство», противоречащее советскому образу жизни. В наши дни отношение к собирательской деятельности изменилось — ей отводится важная роль в деле сохранения культурного наследия страны. Собрания многих ведущих музеев мира создавались на основе личных (в том числе и собрания императоров) коллекций: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Национальная галерея в Лондоне, музей-дворец Лувр в Париже, музей Прадо в Мадриде и многие другие. Создание самых ценных и знаменитых -- в России связано с выдающимися личностями прошлого. Это — государственные деятели XVIII века — Н.Б. Юсупов, С.Г. Строганов, И.И. Шувалов; купцы и промышленники XIX–XX веков – П.М. Третьяков, С.И. Щукин, И.А. Морозов, Н.П. Рябушинский, В.О. Гиршман; известные художники и ученые XIX–XX веков – А.П. Боголюбов, И.С. Остроухов, С.П. Боткин, Д.П. Ровинский, C.Н. Китаев. Все они были просвещенными людьми, настоящими ценителями искусства и знатоками своего дела. Многие из них не раз выступали первооткрывателями новых имен в искусстве.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие образцы. Таким образом, целостность коллекций нарушается, их своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

В Музее личных коллекций принят иной принцип экспонирования. С самого начала перед ним ставились две главные задачи: во-первых, показать неповторимую индивидуальную специфику ряда выдающихся личных коллекций, превращенных в результате дарений из достояния частного в достояние общественное; и во-вторых, дать тем самым стимул и другим коллекционерам пойти по тому же пути передачи результатов своей деятельности Музею. Такой подход позволял продемонстрировать зрителям заслуги собирателя, особенности замысла каждой из коллекций. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875-1962), такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. Кроме того, как полагал князь, такой музей должен быть общедоступным.

Возникшая в 1972 году мысль об основании Отдела личных коллекций при ГМИИ принадлежала известному московскому собирателю, искусствоведу, литературоведу и общественному деятелю Илье Самойловичу Зильберштейну, который подал личный пример, подарив собственную коллекцию Музею. За этой новаторской по тем временам идеей стояла почти шестидесятилетняя коллекционерская деятельность Ильи Самойловича и долгие годы его сотрудничества со многими музеями страны. Замысел был поддержан директором ГМИИ  И.А. Антоновой. Потребовалось несколько лет, чтобы убежденность и энтузиазм И.С. Зильберштейна и смелость по отношению к новым начинаниям И.А. Антоновой позволили преодолеть консервативное отношение к этой идее. В 1987 году началась работа по архитектурной реставрации здания для будущего Музея. Параллельно с этим шло формирование фондов МЛК, поиск и сбор коллекций, реставрация произведений, их подготовка к будущей экспозиции.

Несмотря на то, что после событий 1917 года большинство частных коллекций были национализированы и расформированы, а имена многих коллекционеров вычеркнуты из памяти людей, традиции собирательства за советский период жизни страны все-таки не утратили своей силы. Создание МЛК стало одним из факторов, давших новый импульс для развития частного коллекционирования. Экспозиция Музея дает возможность проследить эволюцию собирательской деятельности в России с 1917 года до наших дней.

С момента основания Музея в его фонды от дарителей поступило около тридцати коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это — живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические. Особое место в собрании отведено уникальной коллекции основателя музея — И.С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество как отдельных мастеров, так и некоторых художественных объединений. Подобные коллекции уже сами по себе могут превратиться в самостоятельные музеи.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ — начала XX века — С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова; коллекция русской живописи рубежа ХIХ — ХХ веков и современного периода ленинградского профессора А.Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.Я. Степанова.

За годы существования в ГМИИ Отдела личных коллекций Музей не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Неслучайно довольно часто многие коллекционеры выбирают наследником своих собраний именно Музей. Решение передать свои коллекции Музею, расстаться со своими экспонатами, в которые вложено столько душевных и материальных сил, обычно приходит к собирателю не сразу. Волнение за будущее коллекции, беспокойство по поводу ее сохранности и целостности заставляет серьезно задуматься о дальнейшем ее судьбе. Так в 1996 году Федор Викторович и Екатерина Петровна Лемкуль решили подарить Музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. В витринах зала № 208 можно увидеть результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения. Здесь же висят фотографии интерьера двухкомнатной квартиры собирателей, где ранее хранились в шкафах эти замечательные образцы.

Еще одна коллекция — семьдесят пять икон — произведения древнерусской живописи XVI–ХХ веков подарена Михаилом Ивановичем Чувановым, известны библиофилом, старостой Преображенской старообрядческой общины. Это был его прижизненный дар.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя. Таким примером может быть кабинет ученого, искусствоведа Михаила Владимировича Алпатова. Здесь размещена прекрасная библиотека, насчитывающая свыше тысячи томов по истории искусства, отдельные живописные произведения известных художников Павла Кузнецова, Роберта Фалька, Давида Штеренберга и самого Михаила Владимировича.

Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и одним из организаторов музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в Музее. Святослав Теофилович подарил МЛК собрание произведений живописи и графики Фалька, Шухаева, Гончаровой, Краснопевцева и других художников, а кроме того, свои пастели.

В залах Музея выставлены коллекции, представляющие собой творческое наследие выдающихся художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, Д.П. Штеренберга, В.Г. Вейсберга, А.Г. Тышлера, Т.А. Мавриной, Д.М. Краснопевцева, Г.С. и О.Г. Верейских. Дизайнерское решение экспозиции залов в каждом отдельном случае диктуется своеобразием коллекции и уникальностью личности собирателя. Это позволяет раскрыть творчество художников и монографически (залы А.М. Родченко, Д.П.  Штеренберга, А.Г. Тышлера и др.), и представить его как мемориальный тип экспозиции (зал Л.О. Пастернака). В некоторых залах перед зрителем предстает воссозданный дизайнером-оформителем мир художника — это либо прообраз мастерской, где собраны те вещи, среди которых он жил и которые запечатлены в его картинах (зал Д.М. Краснопевцева), либо то художественное окружение,  среди которого непосредственно проходила жизнь дарителя (зал С.Т. Рихтера, Т.А. Мавриной).

За первые пять лет существования МЛК, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей — Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений — Вера Исаева и Ксения Муратова.

Сейчас все коллекции МЛК размещены на двух этажах. Анфиладное расположение залов связывает все собрания, подчиняя их строгой экспозиционной последовательности. Переходя из зала в зал, зритель знакомится с различными индивидуальными мирами собирателей и получает возможность сопоставить специфику каждой коллекции. Знакомство с личностями собирателей дополняется фотографиями и документами. В отдельных случаях воспроизводятся фрагменты экспозиции владельца. Графические разделы, по правилам музейного экспонирования, сменяются три-четыре раза в год.

Одной из важных форм деятельности Музея является организация временных выставок. Их тематика чрезвычайно разнообразна: «Из истории коллекционирования в России», «Художественные объединения в России конца XIX — начала ХХ веков на материале частных собраний», показ известных современных коллекций, выставки-публикации «Забытые имена», и т.д. Эти выставки осуществляются благодаря тесным творческим связям сотрудников Музея с московскими коллекционерами и наследниками художников.

Вскоре после открытия МЛК было создано Общество друзей-коллекционеров. Его членами стали известные московские собиратели. Им предоставлено право бесплатного посещения выставок и постоянной экспозиции, для них проводятся встречи со специалистами-искусствоведами и консультации экспертов, организуются вечера памяти коллекционеров.

Роль МЛК многофункциональна. Его можно рассматривать в равной степени и как художественный музей и как музей истории отечественного коллекционирования. Благодаря разнообразным коллекциям и неповторимым личностям, собравшим их, Музей демонстрирует в своих залах широкую панораму русского и западноевропейского искусства. Тем самым осуществляется связь между коллекционерами прошлого и нынешнего времени. Хочется надеяться, что и в будущем эта преемственность не нарушится.

Сайты Музея