History | History of the Homestead | History of the second building | Department Today | Photoalbum

Здание ОЛКIn 2004, the Museum of Personal Collections celebrates its tenth anniversary. Our institution is one of the youngest and most unusual in Russia. Its history dates back to 1985, when the Pushkin Museum of Fine Arts decided to create a Department of Personal Collections. On 24 January 1994, the Museum of Personal Collections opened its doors to the public at 14 Volkhonka Street, in the former mansion of Prince Golitsyn and in 2005 it moved to the specially reconstructed building situated at 10 Volchonka.

The permanent exhibition is laid out over two floors and consists of collections of works donated to the Pushkin Museum by private collectors or artists and their relatives. The artwork is laid out in such a way as to retain the integrity of the different collections, demonstrating the original concepts of those who put them together over the years. The attempt has also been made to reflect the personalities, tastes and individual passions of the various collectors.

Until quite recently, private collecting was frowned upon in Russia. At best, it was regarded as a somewhat dubious occupation. Private collecting was classified as amassing private wealth, contradicting the Soviet way of life. Things have now changed, however, and private collecting today plays an important role in helping to preserve the national cultural heritage.

The collections of many leading international museums are based on private (including royal) collections. Some famous examples are the Tretyakov Gallery in Moscow, the Hermitage in St Petersburg, the National Gallery in London, the Louvre in Paris and the Prado in Madrid. The largest and most important Russian collections are indelibly linked to such leading historical figures as eighteenth-century statesmen (Prince Nikolai Yussupov, Baron Sergei Stroganov and Count Ivan Shuvalov), nineteenth-century merchants and industrialists (Pavel Tretyakov, Sergei Schukin, Ivan Morozov, Nikolai Ryabushinsky and Vladimir Girshman) and nineteenth- and twentieth-century artists (Alexei Bogolyubov, Ilya Ostroukhov, Sergei Botkin, Dmitry Rovinsky and Sergei Kitayev). All of these people were enlightened connoisseurs of art. Many of them played an important role in discovering exciting new names.

In keeping with international practice, private collections are broken up when they are acquired by museums. The works are divided between the different museum departments, depending on the form or medium. The integral nature of the collection is thus lost. The personality of the collector recedes into the background, remaining only of interest to historians.

The Museum of Personal Collections applies a different approach. From the very outset, the museum has attempted to resolve two main tasks. The first is to show the unique and specific nature of a series of personal collections, transformed from private into public ownership by way of gift or donation. The second is to encourage other collectors to follow suit and donate their own collections to the museum. This approach allows the museum to demonstrate the services of each individual collector and the idiosyncrasies of their collections.

Prince Sergei Scherbatov (1875--1962) was one of the first to highlight the need for a museum of personal collections in Russia. He believed that such an institution would help to preserve the “spiritual link” between the collection and its former owners, while remaining accessible to all.

In 1972, Ilya Silberstein proposed founding a Department of Personal Collections at the Pushkin Museum of Fine Arts. A leading collector, art and literary historian and public figure, Silberstein set a personal example by presenting the museum with his own collection -- the result of almost sixty years spent collecting and collaborating with many national museums. Although this revolutionary move and exciting new proposal was supported by the museum director Irina Antonova, several years had to pass before the enthusiasm of Silberstein and the innovative thinking of Antonova were able to overcome the opposition of conservatives. In 1987, work began on the architectural restoration of the former Golitsyn mansion -- the future home of the new museum. In parallel, the Pushkin Museum set about creating the Department of Personal Collections, seeking and acquiring collections, restoring works and preparing them for exhibition.

Most private collections in Russia were nationalised and broken up after 1917. The names of many collectors disappeared from the history books. During the Soviet period, the traditions of private collecting nevertheless survived. The decision to open a Museum of Personal Collections provided a fresh impetus for the development of private collecting in Russia. The permanent exhibition also addresses the history of private collecting from 1917 to the present day.

Since its foundation, the Museum of Personal Collections has acquired some thirty new collections. It currently owns more than six thousand works of Russian and West European art dating from the fifteenth to twentieth centuries, including painting, graphic art, sculpture, applied art and photography.

The various collections are structurally and stylistically diverse. They embrace different forms of art, including monographic and thematic sections. Pride of place goes to the unique collection once belonging to the founder of the museum -- Ilya Silberstein. Numbering more than two thousand works of painting and graphic art, the Silberstein collection occupies four rooms. The exhibits cover a wide range of media and genres, showcasing many famous masters and artistic societies. Such collections are themselves minor museums.

Many collections still manage to retain their sense of integrity and the original concept of the former owner. An excellent example is the collection of Russian Realist painting (mid-nineteenth to early-twentieth centuries) once belonging to Sergei Solovyov. A professional carver of metal, Solovyov was inspired by the personal example of Pavel Tretyakov. Two other examples are the collection of [fin-de-siècle] and modern Russian painting of Professor Alexander Ramm from Leningrad and the collection of nineteenth-century bronze animal sculptures by foreign and Russian masters of veterinary colonel Yevgeny Stepanov.

Notwithstanding the short history of the Museum of Personal Collections, the department has acquired a large number of new exhibits. It has also established close ties with many remarkable people who have spent their lives collecting, restoring and preserving works of art. There are several good reasons why collectors decide to donate their collections to the museum. This is no easy step for some, bearing in mind the psychological and financial effort involved in putting the body of works together in the first place. The main motive is concern for the fate and integrity of the collection.

In 1996, Fyodor and Ekaterina Lemkul presented the museum with their outstanding collection of glass dating from ancient times to the 1830s. The works on display in Room 208 reflect thirty years of devoted toil and labour. The permanent exhibition also includes photographs of the cupboards in the two-room apartment where the collectors used to keep their unique exhibits.

Before his death in 1990, Mikhail Chuvanov -- a book lover and warden of the Preobrazhensky congregation of Old Believers -- presented the museum with his collection of seventy-five icons. These works of Old Russian painting date from the sixteenth to the twentieth centuries.

The Museum of Personal Collections also acquaints visitors with collections put together by Russian historians, scientists and other scholars over the entire course of their lifetimes. Besides works of art, these bodies also include mementoes of the collectors themselves. One example is the study of Russian art historian Mikhail Alpatov. This unique exhibition consists of a library of more than one thousand books on the history of art and paintings by such famous masters as Pavel Kuznetsov, Robert Falk, David Sterenberg and Alpatov himself.

The artistic environment surrounding creative personalities is recreated in the room exhibiting paintings and graphic art from the collection of famous Russian pianist Svyatoslav Richter. A lifelong friend of the Pushkin Museum, Richter was instrumental in organising the annual [December Evenings] festival of music held at the museum. He also presented the museum with a unique collection of works by Robert Falk, Vasily Shukhayev, Natalia Goncharova, Dmitry Krasnopevtsev and his own pastels.

The Museum of Personal Collections accommodates the creative heritages of such leading twentieth-century artists as Alexander Rodchenko, Varvara Stepanova, David Sterenberg, Vladimir Weisberg, Alexander Tyshler, Tatyana Mavrina, Dmitry Krasnopevtsev and Georgy and Orest Vereisky. The layout of the exhibition rooms is dictated by the specific nature of each individual collection and the unique personality of the collector. This includes a monographic approach to the oeuvres of Alexander Rodchenko, David Sterenberg and Alexander Tyshler and a memorial exhibition in the Leonid Pasternak Room. Some rooms recreate the world of the artist or collector. The Dmitry Krasnopevtsev Studio brings together the objects of his daily life and those depicted in his paintings. The Svyatoslav Richter and Tatyana Mavrina rooms recreate the artistic environment of these two collectors.

In the first five years of the history of the Museum of Personal Collections (1985--90), many works were donated by foreign collectors. Two Russian émigrés, Nikita and Nina Lobanov-Rostovsky, donated a collection of early-twentieth-century theatrical designs. Semyon Papkov, a collector from San Francisco, presented landscapes by Alexander Benois. Georgy Yakovlevich, a resident of Switzerland, donated the works of his parents -- Jacob Shapshal and Maria Berenhof. Vera Isayeva and Xenia Muratova also presented the museum with works.

The permanent exhibition of the Museum of Personal Collections is laid out over two floors. The exhibition rooms are arranged in a specific order of enfilades, allowing visitors to compare and contrast the specifics of each individual collection. Moving from one room to the next, the viewer passes through the private world of each collector. Photographs and documents continue the acquaintance with the personalities of the former owners. In a number of cases, elements of the collector’s own layout are retained. In keeping with normal museum practice, the graphic sections are updated every three to four months.

The Museum of Personal Collections regularly holds temporary exhibitions. The themes are extremely diverse, including the history of private collecting in Russia, turn-of-the-century art groups, shows of leading modern collections and the [Forgotten Names] series of exhibitions and publications. Such shows are a direct result of the close professional ties between the museum curators, collectors and families of artists.

The Museum of Personal Collections has also founded a society of friends and collectors. Many famous collectors have joined the society. Members can visit the permanent and temporary exhibitions free of charge. The society hosts meetings with art historians and experts, professional consultations and memorial evenings. Monthly concerts by famous musicians are held in the Svyatoslav Richter Room in collaboration with the Alexander Scriabin Society.

The role of the Museum of Personal Collections is multi-functional. It is both a museum of art and a museum of the history of collecting in Russia. Thanks to the diversity of the collections and the unique personalities who put them together, the Museum of Personal Collections is able to demonstrate a broad panorama of Russian and West European art, bringing together past, present and future collectors.

Сайты Музея

История | История здания | История второго здания | Отдел сегодня | Фотоальбомы

Здание ОЛКВ 2014 году Отделу личных коллекций исполнилось двадцать лет. Это один из самых молодых и необычных музеев страны. Решение о его создании как Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.  Пушкина было принято в июле 1985 года. 24 января 1994 года Музей (ОЛК) распахнул двери для посетителей в доме № 14 по улице Волхонке, в бывшем московском особняке князей Голицыных, а в 2005 году переехал в специально отреставрированное здание, расположенное по адресу ул. Вохонка, 10.

Собрания, переданные в дар ГМИИ частными коллекционерами и самими художниками или их близкими, расположились на двух этажах. Экспозиция художественных коллекций представлена таким образом, чтобы не нарушилась целостность отдельных собраний и ясность первоначального замысла тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и  пристрастиям.

Еще не так давно частное коллекционирование рассматривалось у нас в стране как занятие весьма сомнительное,  поскольку личная коллекция расценивалась как «богатство», противоречащее советскому образу жизни. В наши дни отношение к собирательской деятельности изменилось — ей отводится важная роль в деле сохранения культурного наследия страны. Собрания многих ведущих музеев мира создавались на основе личных (в том числе и собрания императоров) коллекций: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Национальная галерея в Лондоне, музей-дворец Лувр в Париже, музей Прадо в Мадриде и многие другие. Создание самых ценных и знаменитых -- в России связано с выдающимися личностями прошлого. Это — государственные деятели XVIII века — Н.Б. Юсупов, С.Г. Строганов, И.И. Шувалов; купцы и промышленники XIX–XX веков – П.М. Третьяков, С.И. Щукин, И.А. Морозов, Н.П. Рябушинский, В.О. Гиршман; известные художники и ученые XIX–XX веков – А.П. Боголюбов, И.С. Остроухов, С.П. Боткин, Д.П. Ровинский, C.Н. Китаев. Все они были просвещенными людьми, настоящими ценителями искусства и знатоками своего дела. Многие из них не раз выступали первооткрывателями новых имен в искусстве.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие образцы. Таким образом, целостность коллекций нарушается, их своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

В Музее личных коллекций принят иной принцип экспонирования. С самого начала перед ним ставились две главные задачи: во-первых, показать неповторимую индивидуальную специфику ряда выдающихся личных коллекций, превращенных в результате дарений из достояния частного в достояние общественное; и во-вторых, дать тем самым стимул и другим коллекционерам пойти по тому же пути передачи результатов своей деятельности Музею. Такой подход позволял продемонстрировать зрителям заслуги собирателя, особенности замысла каждой из коллекций. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875-1962), такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. Кроме того, как полагал князь, такой музей должен быть общедоступным.

Возникшая в 1972 году мысль об основании Отдела личных коллекций при ГМИИ принадлежала известному московскому собирателю, искусствоведу, литературоведу и общественному деятелю Илье Самойловичу Зильберштейну, который подал личный пример, подарив собственную коллекцию Музею. За этой новаторской по тем временам идеей стояла почти шестидесятилетняя коллекционерская деятельность Ильи Самойловича и долгие годы его сотрудничества со многими музеями страны. Замысел был поддержан директором ГМИИ  И.А. Антоновой. Потребовалось несколько лет, чтобы убежденность и энтузиазм И.С. Зильберштейна и смелость по отношению к новым начинаниям И.А. Антоновой позволили преодолеть консервативное отношение к этой идее. В 1987 году началась работа по архитектурной реставрации здания для будущего Музея. Параллельно с этим шло формирование фондов МЛК, поиск и сбор коллекций, реставрация произведений, их подготовка к будущей экспозиции.

Несмотря на то, что после событий 1917 года большинство частных коллекций были национализированы и расформированы, а имена многих коллекционеров вычеркнуты из памяти людей, традиции собирательства за советский период жизни страны все-таки не утратили своей силы. Создание МЛК стало одним из факторов, давших новый импульс для развития частного коллекционирования. Экспозиция Музея дает возможность проследить эволюцию собирательской деятельности в России с 1917 года до наших дней.

С момента основания Музея в его фонды от дарителей поступило около тридцати коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это — живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические. Особое место в собрании отведено уникальной коллекции основателя музея — И.С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество как отдельных мастеров, так и некоторых художественных объединений. Подобные коллекции уже сами по себе могут превратиться в самостоятельные музеи.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ — начала XX века — С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова; коллекция русской живописи рубежа ХIХ — ХХ веков и современного периода ленинградского профессора А.Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.Я. Степанова.

За годы существования в ГМИИ Отдела личных коллекций Музей не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Неслучайно довольно часто многие коллекционеры выбирают наследником своих собраний именно Музей. Решение передать свои коллекции Музею, расстаться со своими экспонатами, в которые вложено столько душевных и материальных сил, обычно приходит к собирателю не сразу. Волнение за будущее коллекции, беспокойство по поводу ее сохранности и целостности заставляет серьезно задуматься о дальнейшем ее судьбе. Так в 1996 году Федор Викторович и Екатерина Петровна Лемкуль решили подарить Музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. В витринах зала № 208 можно увидеть результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения. Здесь же висят фотографии интерьера двухкомнатной квартиры собирателей, где ранее хранились в шкафах эти замечательные образцы.

Еще одна коллекция — семьдесят пять икон — произведения древнерусской живописи XVI–ХХ веков подарена Михаилом Ивановичем Чувановым, известны библиофилом, старостой Преображенской старообрядческой общины. Это был его прижизненный дар.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя. Таким примером может быть кабинет ученого, искусствоведа Михаила Владимировича Алпатова. Здесь размещена прекрасная библиотека, насчитывающая свыше тысячи томов по истории искусства, отдельные живописные произведения известных художников Павла Кузнецова, Роберта Фалька, Давида Штеренберга и самого Михаила Владимировича.

Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и одним из организаторов музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в Музее. Святослав Теофилович подарил МЛК собрание произведений живописи и графики Фалька, Шухаева, Гончаровой, Краснопевцева и других художников, а кроме того, свои пастели.

В залах Музея выставлены коллекции, представляющие собой творческое наследие выдающихся художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, Д.П. Штеренберга, В.Г. Вейсберга, А.Г. Тышлера, Т.А. Мавриной, Д.М. Краснопевцева, Г.С. и О.Г. Верейских. Дизайнерское решение экспозиции залов в каждом отдельном случае диктуется своеобразием коллекции и уникальностью личности собирателя. Это позволяет раскрыть творчество художников и монографически (залы А.М. Родченко, Д.П.  Штеренберга, А.Г. Тышлера и др.), и представить его как мемориальный тип экспозиции (зал Л.О. Пастернака). В некоторых залах перед зрителем предстает воссозданный дизайнером-оформителем мир художника — это либо прообраз мастерской, где собраны те вещи, среди которых он жил и которые запечатлены в его картинах (зал Д.М. Краснопевцева), либо то художественное окружение,  среди которого непосредственно проходила жизнь дарителя (зал С.Т. Рихтера, Т.А. Мавриной).

За первые пять лет существования МЛК, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей — Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений — Вера Исаева и Ксения Муратова.

Сейчас все коллекции МЛК размещены на двух этажах. Анфиладное расположение залов связывает все собрания, подчиняя их строгой экспозиционной последовательности. Переходя из зала в зал, зритель знакомится с различными индивидуальными мирами собирателей и получает возможность сопоставить специфику каждой коллекции. Знакомство с личностями собирателей дополняется фотографиями и документами. В отдельных случаях воспроизводятся фрагменты экспозиции владельца. Графические разделы, по правилам музейного экспонирования, сменяются три-четыре раза в год.

Одной из важных форм деятельности Музея является организация временных выставок. Их тематика чрезвычайно разнообразна: «Из истории коллекционирования в России», «Художественные объединения в России конца XIX — начала ХХ веков на материале частных собраний», показ известных современных коллекций, выставки-публикации «Забытые имена», и т.д. Эти выставки осуществляются благодаря тесным творческим связям сотрудников Музея с московскими коллекционерами и наследниками художников.

Вскоре после открытия МЛК было создано Общество друзей-коллекционеров. Его членами стали известные московские собиратели. Им предоставлено право бесплатного посещения выставок и постоянной экспозиции, для них проводятся встречи со специалистами-искусствоведами и консультации экспертов, организуются вечера памяти коллекционеров.

Роль МЛК многофункциональна. Его можно рассматривать в равной степени и как художественный музей и как музей истории отечественного коллекционирования. Благодаря разнообразным коллекциям и неповторимым личностям, собравшим их, Музей демонстрирует в своих залах широкую панораму русского и западноевропейского искусства. Тем самым осуществляется связь между коллекционерами прошлого и нынешнего времени. Хочется надеяться, что и в будущем эта преемственность не нарушится.

Сайты Музея