Дуганов Рудольф Валентинович
Коллекция Р.В. Дуганова и Н.С. Дугановой-Шефтелевич
Собрание искусства русского авангарда первой трети ХХ века, принадлежавшее известным московским ученым-филологам Р.В. Дуганову и Н.С. Дугановой-Шефтелевич, стало одним из значительных поступлений в Отдел личных коллекций.
Рудольф Валентинович Дуганов (1940–1998) – литературовед и культуролог, занимался широким кругом проблем художественной литературы, классической и авангардной, в том числе творчеством Гоголя, Достоевского, Чехова, Блока, был автором книги «Рисунки русских писателей XVIII – начала ХХ века» (1988). Но главный предмет его исследований – творчество поэта-будетлянина Велимира Хлебникова. Дуганов стал истинным пропагандистом его литературного наследия: он был инициатором публикации собрания сочинений поэта в шести томах, подготовленных (совместно с Е.Р. Арензоном) и изданных в 2000–2005 годах Институтом мировой литературы РАН, вдохновителем и постоянным участником Хлебниковских чтений в Астрахани, Москве и Санкт-Петербурге, одним из организаторов музея поэта на его родине – в Астрахани. Жена Рудольфа Валентиновича – Наталия Сергеевна Дуганова-Шефтелевич (1941–2010), лингвист, знаток японской культуры, преподавала в Институте стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, была автором пособий по иероглифике и книг о японской поэзии. Выполняя волю владельцев, коллекцию передала в музей сестра Н.С. Дугановой-Шефтелевич – Ольга Сергеевна Джуличер.
Собрание отражает научные интересы Р.В. Дуганова. Еще со времени своей работы в Государственном музее В.В. Маяковского он тесно общался с известным исследователем русского художественного и поэтического авангарда, обладателем знаменитого архива Николаем Ивановичем Харджиевым. Как и Харджиев, Дуганов сочетал качества как ученого, скрупулезно собиравшего конкретные факты и складывавшего из них подлинную историю русского футуризма, так и собирателя произведений авторов, творивших ее, составляя таким образом объемную картину новейшего русского искусства первой трети XX века.
Среди авторов произведений в коллекции – известные художники-авангардисты: К.С. Малевич и Е.Г. Гуро представлены малоформатными живописными работами; М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.М. Зданевич, В.В. Каменский, А.Е. Кручёных, О.В. Розанова, А.А. Моргунов, А.А. Экстер, В.Ф. Степанова – станковой и книжной графикой, А.М. Родченко – макетом плаката; художники из окружения Ларионова, московские футуристы – братья К.А. и Н.А. Большаковы, В.С. Барт – редкими даже для музеев рисунками и гуашами; П.В. и М.П. Митуричи, известные мастера графики – объемными композициями из бумаги; П.В. Кузнецов, художник, связанный с символистским направлением в русском искусстве – автолитографиями (из альбома «Туркестан»).
Основу собрания составляют литографированные книги, альбомы и рисунки русских футуристов.
Футуристические литографированные книги – это особый жанр «книгоиздания» авангардистов. Малотиражные, полностью рукописные, выполненные в технике печати с литографского камня на бумаге плохого качества, небрежно сброшюрованные, они были полной противоположностью классической книге с ее типографским набором и гармоничным соотношением рисунков и текста, вызовом привычным вкусам, разрушением эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Футуристическая книга стала полем для полиграфических экспериментов авангардистов. Нарисованный текст (который художники называли самописьмо) и связанный с ним рисунок образовывали круг ассоциативных поэтических и графических образов.
В собрании находится уникальная книга «1918», ее предполагалось выпустить коммерческим тиражом, но из-за отсутствия средств изготовили только несколько авторских экземпляров. В создании этой книги в 1917 году в Тифлисе приняли участие поэты и художники-футуристы Василий Каменский, Кирилл Зданевич и Алексей Кручёных. Книга включала в себя литографированные рукописные тексты Каменского с рисунками Зданевича и беспредметные бумажные коллажи Кручёных.
Когда текст отсутствовал, изображение полностью вбирало в себя суть поэтического слова. Вдохновленная образами талантливого, но малоизвестного поэта Тихона Чурилина, Наталия Гончарова создала в 1912 году один из первых подобных альбомов, свою «книгу без слов» – «6 литографий Гончаровой к стихам Чурилина». Из этого малотиражного цикла литографий наиболее известна иллюстрация к стихотворению «Послушница», в которой, по словам Мариной Цветаевой, художнику удалось передать печальную «тишину зимы».
Альбом Гончаровой «Мистические образы войны» (представлен полный комплект литографий) был создан художницей как антивоенный манифест в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Тема войны, увиденной «глазами русского художника», дана в цикле не как противостояние или вражда, а эпически, символически, апокалиптически – как напоминание о Судном дне. Повествование-притча передает драматическое действие с участием земных персонажей и сил небесных. Гончарова глубоко метафорично проводит мысль о войне как всемирной катастрофе, о беспощадности истребления и утрате ценности человеческой жизни.
Собрание Р.В. Дуганова и Н.С. Дугановой-Шефтелевич является очень значимым для Отдела личных коллекций как первый и пока единственный комплекс произведений графики раннего русского авангарда 1910-х годов. Более поздние этапы истории отечественного авангарда уже представлены в фонде отдела: авангард 1920–1930-х – собранием работ А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, искусство советских нонконформистов 1950–1980-х годов – наследиями крупнейших мастеров московского андеграунда и коллекцией В.Н. Некрасова, актуальные концептуальные движения архитекторов и графиков – коллекциями «бумажной архитектуры», абстрактных бумажных рельефов, объектов, ассамбляжей, созданных на рубеже XX–XXI веков.