Лобанов-Ростовский Никита Дмитриевич
Коллекция Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского
Люди, когда-то покинувшие Россию и ныне живущие за рубежом, не остались равнодушными к идее создания Музея личных коллекций. Илья Самойлович Зильберштейн, которому принадлежала эта идея, в каждой своей заграничной поездке встречался с представителями русской культуры. Первым откликнулся Н.Д. Лобанов-Ростовский, с которым Зильберштейна связывали долгие годы дружбы.
Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский принадлежит известному русскому княжескому роду. Он родился в Болгарии в 1935 году. После второй мировой войны, еще подростком, пройдя сквозь многие бедствия и лишения, он покинул Болгарию и уехал на Запад. В 1958 году Лобанов-Ростовский окончил Крайстчерч-колледж Оксфордского университета, получив степень бакалавра и магистра геологии. В 1960 в Колумбийком университете в США — степень магистра экономической геологии, в 1962 — степень магистра банковского учета в Нью-Йорском университете. После недолгой службы в Южной Аргентине с 1961 года живет в США, а в 1980 году переезжает в Лондон.
Лобанов-Ростовский был крупным специалистом в области экономики и банковского дела, советником фирмы «Де Бирс» по добыче и продаже алмазов, но одновременно он — директор Ассоциации театральных музеев в Лондоне, член Совета благотворителей музея Метрополитен в Нью-Йорке, член правления Института современной русской культуры в Лос-Анджелесе и многих других советов и ассоциаций, связанных с русской культурой.
С начала 1960-х годов Никита Дмитриевич вместе с супругой Ниной Лобановой-Ростовской стал собирать коллекцию русского театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX веков. Теперь, по прошествии сорока лет, она насчитывает около тысячи произведений и является одним из самых значительных собраний русского искусства за пределами России. Коллекция Лобановых-Ростовских дважды демонстрировалась в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — в 1988 и 1994–1995 годах.
В 1987 году Никита Дмитриевич передал в дар Музею личных коллекций 80 произведений русской графики из своего собрания. Особое место среди них занимает известная серия А.А. Экстер Театральные декорации (1930).
Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. Система ее творческих взглядов складывалась в среде молодых художников-авангардистов, в числе которых были Александр Богомазов, Давид Бурлюк и их старший товарищ Николай Кульбин. Поселившись с 1912 в Петербурге, Экстер стала активной участницей художественной жизни города: вступила в «Союз молодежи», в 1915 году демонстрировала свои работы на Первой футуристической выставке Трамвай В. Неоднократно бывая в Париже, она общалась с П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже, Г. Аполлинером, была знакома с итальянскими футуристами А.Софиччи и Ф.Т. Маринетти. Обладая ярким талантом декоратора, Экстер много работала как художник театра, создавала сценическое оформление и костюмы актеров к спектаклям А.Я. Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. В Париже Экстер преподавала в Академии современного искусства Фернана Леже и в собственных студиях. Ею созданы сценические костюмы для балетных спектаклей с участием Анны Павловой, Брониславы Нижинской, Эльзы Крюгер.
Начиная с 1916 года, художница много работает в театре, который позволяет ей осуществить свои нереализованные способности конструктора. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм.
Гуаши, представленные в экспозиции, входят в альбом 1930 года, выполненный в технике трафарета. В подобной технике работали Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Анри Матисс. Парижские издательства делали художникам заказы на альбомы с сериями рисунков, объединенных одной тематикой. Они печатались небольшими тиражами, листы подписывались самими художниками. Проекты декораций из альбома Экстер не являются эскизами к определенным постановкам. Эти композиции были созданы по мотивам предшествующих театральных работ. В ряде случаев они демонстрируют авторское видение возможного оформления сцен того или иного спектакля.
Накануне открытия Музея личных коллекций в 1994 году Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский передал в дар музею свое собрание фарфора первой трети XX века. Фарфор является сферой научного внимания и коллекционирования Нины Лобановой-Ростовской. Переданные предметы были созданы на Государственном фарфоровом заводе в Ленинграде, бывшем Императорском. В тот период художественным руководителем завода был С.В. Чехонин, художник, реализовавший свой многогранный талант не только в прикладном, но и в графическом и театрально-декорационном видах искусства. В число подаренных произведений входят предметы, расписанные по рисункам самого Чехонина и М.В. Добужинского, известного графика, участника художественного объединения «Мир искусства». По предметам, показанным на выставке, можно составить представление о некоторых характерных для первой трети XX века чертах развития искусства фарфора. Художники, работавшие с этим материалом, стали свободнее обращаться с традиционными формами росписи, смелее использовать графические решения. Так к примеру, Чехонин обращается к изысканному колористическому акценту на белом фоне в сервизе Три розы, а мастер Талабер оригинально обыгрывает контраст черного и красного в росписи лотка с изображением головы барана. Среди произведений есть и образец, относящийся к знаменитому агитационному фарфору. В этом случае роль важного элемента декора приобретает шрифт, нанесенный с учетом особенностей поверхности предмета. На донышке расписанной Чехониным чашечки Две розы можно увидеть соседство клейм Императорского завода, поставленных во времена правления Николая II, с серпом и молотом — клеймом уже советского времени — явление, типичное именно для данного периода в истории отечественного фарфора. Объясняется это использованием в советском фарфоровом производстве старых заготовок (белья), расписанных уже после революции 1917 года.