Рихтер Святослав Теофилович
Коллекция Святослава Теофиловича Рихтера
Святослав Рихтер много лет был связан с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Первый его концерт в Музее состоялся в 1949 году. Он часто приходил сюда как зритель. А в 1981 году родилась идея организовать в ГМИИ «Декабрьские вечера» — фестиваль, который объединял бы музыку и изобразительные искусства.
Для Святослава Рихтера музыка и пластические искусства были органично соединены. Почти все, кто его знал, вспоминают о тех точных, всегда поражающих своей неожиданностью зрительных образах, которые рождали у него музыкальные произведения. Вера Горностаева, бывшая, как и Рихтер, ученицей знаменитого пианиста Генриха Нейгауза, вспоминает: «Рихтеровский универсализм. Это шло не от Нейгауза. Нейгауз был чрезвычайно чуток к слову... Мир Рихтера — живопись, театр».
Рихтер был энергичным и увлеченным человеком. Всю жизнь он с энтузиазмом и фантазией организовывал домашние праздники, вечера на стыке искусств — театра, музыки, живописи, — которые остались в памяти его друзей. «Он исполнитель, он организатор фестивалей, он первый замечает и поддерживает талантливых молодых музыкантов и художников, он знаток литературы, театра и кино, он коллекционер и посетитель вернисажей, он сам художник, он режиссер. Его темперамент сметает все препятствия, когда он одержим какой-нибудь идеей ...», — писал Альфред Шнитке.
Участие Рихтера в жизни ГМИИ не ограничилось только организацией музыкальных «Декабрьских вечеров» и непосредственным участием в концертах. Еще один подарок музыканта Музею — его собрание живописи и графики, которое не является в полном смысле слова коллекцией, поскольку в основном состоит из даров его друзей художников. Некоторые произведения он покупал, чтобы поддержать их. Собрание Святослава Рихтера насчитывает более 180 произведений живописи и графики, в основном XX века. Ценность этой коллекции еще и в том, что она дает возможность ощутить ту художественную среду, в которой формировалось искусство пианиста.
Работы Р.Р. Фалька относятся к лучшим вещам в собрании. «С 1942 года я бывал в доме Фалька, — вспоминал Святослав Рихтер. — Помню его советы, спокойно-мудрые — никуда не спешить, откладывать все впрок. Его советы были для всего — и для музыки тоже. Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство... Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше находите в них богатства».
Среди шести живописных работ две — На даче (1911) и Витебск (1921–1922), — можно отнести к лучшим произведениям художника. Кроме этого, в собрание вошли два замечательных и очень разных графических женских портрета 20-х годов — Марии Лазаревны Каган-Шабшай и Раисы Идельсон, второй жены и модели Фалька. Портрет М.Л. Каган-Шабшай (1920-е) - небольшой набросок с изображением женщины, с которой Фальк случайно познакомился в Париже, отражает соединение глубокого драматизма и чувства собственного достоинства. Портрет Раисы Вениаминовны Идельсон (1920-е) - набросок, относящийся к 1922–1923 годам, как писал Рихтер, как бы пропитан остротой того времени. Несколько плавных и мягких линий, тающие контуры создают ощущение необыкновенной женственности и утонченности этого образа.
В собрание Святослава Теофиловича входит живопись и графика А.И. Трояновской, близкого Рихтеру человека. Это несколько ее пейзажей, а также графические портреты: Ляля Скрябина (дочь композитора), Святослав Рихтер — отрок, Тата Вишневская (дочь знаменитого МХАТовского актера А.Л. Вишневского). К Анне Ивановне Рихтер приходил заниматься музыкой на ее инструменте. В ее же доме он начинал писать пастелью. «Одаренная натура, художница — ученица Серова, Пастернака, Матисса, страстная поклонница Эль Греко, певица-любительница...», — так писал о ней музыкант.
В коллекции представлены пейзажи, натюрморты и портреты работы В.И. Шухаева (1887–1974), с которым Рихтер встречался, приезжая в Тбилиси в 40-е годы. Шухаев — живописец, художник театра, человек с очень непростой судьбой. Его ранние работы, многие из которых были выполнены в соавторстве с А. Е. Яковлевым, редкие для русского искусства образцы неоклассицизма. С 1917 года Шухаев был членом общества Мир искусства. С 1920 по 1935 год художник жил за границей. Вернувшись в СССР в 1935 году, был арестован. После ссылки в 1947 году его пригласили в качестве театрального художника в один из тбилисских театров. В этот же период Шухаев преподавал на кафедре рисунка Тбилисской Академии художеств. Тогда же Рихтер, будучи в Тбилиси, и познакомился с художником.
Среди графических работ Шухаева — Портрет певицы Надежды Харадзе (1949). «Надежда Харадзе — известная оперная певица, талантливая актриса, одна из признанных красавиц Тбилиси. Портрет — пример послевоенной элегантности грузинской столицы», — вспоминает Рихтер. К самым выразительным произведениям Шухаева из собрания Рихтера относится Портрет пианистки Валентины Константиновны Куфтиной (1952). «В портрете, в котором Шухаев не польстил Валентине Константиновне, — писал Рихтер, — выражена зато ее страстная требовательность к себе, к другим и к миру. Полная цельность».
В собрании Святослава Теофиловича — полотна двух грузинских художниц — Е.Д. Ахвледиани и К.К. Магалашвили, дома которых в Тбилиси были всегда открыты для Рихтера. Творчество Ахвледиани представлено пейзажами Тбилиси, передающими колорит старого города. Из работ Магалашвили в коллекцию вошли несколько портретов — в частности, Генриха Нейгауза (1952), выдающегося советского пианиста, учителя Рихтера. Дополняют грузинскую тематику превосходные графические работы В.Д. Гудиашвили, театрального художника и портретиста, автора знаменитого живописного цикла Жизнь кинто, посвященного старому Тифлису.
Три акварельные работы А.В. Фонвизина, 50–60‑х годов, две из которых — Портреты Имаст (оба 1960-х), неизвестной корреспондентки Рихтера, которые она передала в подарок музыканту.
Натюрморты и пейзажи Д.М. Краснопевцева — друга Рихтера, одного из его любимых художников. «Дмитрий Краснопевцев, на мой взгляд, является одним из талантливейших московских художников. Его мир — мир натюрморта, выражен в серьезном каноне и отличается особой, яркой индивидуальностью». Святослав Рихтер всячески старался поддержать художника. Дважды, в 1962 и 1975 годах, он устраивал у себя дома его выставки. Теперь работы художника из собрания Рихтера предваряют вход в зал «Мастерская Дмитрия Краснопевцева» в Отделе личных коллекций.
В собрании Рихтера есть отдельные крупные произведения известных русских художников. Среди них — графический пейзаж Н.С. Гончаровой Полотняный завод (около 1905); Портрет пианистов Веригиных (1918) П.П.Кончаловского,относящийся к лучшим работам художника (находится в музее-квартире Рихтера); Армения М.С. Сарьяна; пейзаж Коктебель (1928) М.А. Волошина. В собрании Рихтера — пейзаж А.Г. Габричевского, выдающегося искусствоведа и художника-любителя, человека, к которому с любовью и почтением относился Рихтер — Крым. Коктебель (1925), а также ироничные, выполненные в лубочном стиле, работы его жены, Натальи Северцевой-Габричевской.
В собрание Рихтера входят произведения западных художников. Среди них рисунок — Портрет Святослава Рихтера (1965), подаренный музыканту Оскаром Кокошкой, знаменитым австрийским художником-экспрессионистом, известным мастером «психологических» портретов 1909–1914 годов. Рихтер вспоминал: «В Люцерне Кокошка приходил в Гранд Отель меня рисовать. Я бился в поте лица над фугой из сонаты Хаммерклавир опус 106 Бетховена. Было жарко и трудно. Кокошка, этот роскошный, дикий человек сделал приблизительно десять набросков. Он их делал быстро, размашисто. Часто вынимал из кармана фляжку с виски, прикладывался к ней и заставлял меня пить из нее же. Личность единственная в своем роде: со своим шармом, размахом и талантливостью. Из десяти эскизов я выбрал, считаю, самый интересный, хотя окружающие очень протестовали, предпочитая другие наброски. В этом же чувствуется момент осиливания труднейшего из произведений, написанных для фортепьяно».
В западном разделе собрания — литография Пабло Пикассо Жолио-Кюри (1959), подаренная Рихтеру автором. «Я один раз был в доме Пикассо в Мужене. Никогда не забуду этого человека с раскаленными, как уголь, глазами; ему было за восемьдесят, а был он моложе нас всех. ...От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера недрогнувшей руки».
В собрание включена также Композиция (1932) Ханса Арпа; Зеркало — произведение «открытого» Рихтером для российских зрителей, немецкого художника Бруно Голлера, чья выставка при содействии Святослава Теофиловича состоялась в Музее; Композиция (1970) американского художника Александра Колдера.
Значительную часть собрания составляют пастели самого Святослава Рихтера, выполненные в 50–70-е годы — более 50 работ. Несомненно, Рихтер имел художественное дарование. Присущее ему чувство цвета и умение точно передать в рисунках движение отмечали многие художники, в том числе Фальк и Трояновская. Сам он считал, что, вероятно, мог бы реализоваться как художник, однако стоило больших трудов уговорить его показать зрителям свои работы. Трояновская писала, что в юности для него вставал «вопрос о том, к чему он более способен, к музыке или к рисованию». В 40-е годы Рихтер занимался у Фалька («Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать»). Работал он в технике пастели, создавая свои рисунки по памяти, с точностью воспроизводя детали увиденного. Среди его пастелей — Несут аэростат (1950-е), Луна. Китай (1950-е), Ниночка с Митькой на Ржевском (1950-е), Сумерки в Скатертном (1950-е), На юге Армении (1950-е).
Рихтер говорил: «Теперь у меня в Москве есть второй дом и свой месяц — декабрь... Теперь я спокоен — у моих картин есть надежное место». Хочется надеяться, что и рихтеровский дух сохранен в его зале в Отделе личных коллекций.
Произведения из коллекции великого музыканта можно увидеть не только в его зале в Отделе личных коллекций, но и в его квартире на Бронной, где жил Святослав Теофилович, и где сохранена обстановка и атмосфера его жизни. Теперь это Мемориальная квартира Святослава Рихтера при ГМИИ им. А.С. Пушкина. Здесь проходят экскурсии, звучит музыка, устраиваются небольшие выставки из его собрания.