Семья Пастернаков. Лето 1916 г.
Стоят (слева направо): Леонид Осипович Пастернак, старший сын Борис, младший сын Александр, старшая дочь Жозефина. Сидят (слева направо): жена художника Розалия Исидоровна, ее мать Берта Саймойловна Кауфман, младшая дочь Лидия.
Наследие Леонида Осиповича Пастернака
В наследии Леонида Осиповича Пастернака (1862–1945), представлены живописные и графические произведения художника. Около двух десятков работ, в основном зарисовок членов семьи и эскизов картин, которые долгое время сохранялись в семье как реликвия, были переданы в дар внуком художника, Евгением Борисовичем Пастернаком.
В здании, где находился до 2005 г. Отдел личных коллекций, по адресу Волхонка, 14, кв.9, в течение почти двух десятилетий проживало семейство преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, художника Леонида Осиповича Пастернака. В августе 1911 года Леонид Осипович получил здесь казенную квартиру от Московского Художественного общества, и жил в ней до сентября 1921 года, и отсюда он с женой и дочерьми выехал в Германию. После их отъезда до конца 1920-х годов здесь жил его сын, Борис Леонидович Пастернак, знаменитый русский поэт.
Ко времени переезда семейства на Волхонку, Леонид Пастернак был на вершине своей известности. Он руководил натурным классом в Училище, был членом-учредителем «Союза русских художников», на ежегодных выставках которого выставлял свои работы. Однако, его путь к художественному призванию не был безоблачным: в угоду родителям ему пришлось в 1881 году поступить на медицинский факультет Московского университета, через год он перевелся на юридический. Живописью Пастернак начал заниматься в частной студии Е.С. Сорокина. В 1883 году он уезжает за границу и поступает в Мюнхенскую Королевскую Академию изящных искусств. В 1885 году оканчивает натурный класс Академии с золотой медалью, и в том же году, экстерном – юридический факультет Новороссийского университета. И лишь по возвращении в Москву в 1888 году, после отбывания воинской повинности, окончательно решает стать художником. В том же 1888 году впервые участвует в 16-ой выставке передвижников.
Впечатления от военной службы отразились в его первой большой работе Письмо с родины, которая была куплена «с мольберта» в 1889 году П.М. Третьяковым. То, что полотно было приобретено для знаменитой галереи, не только послужило знаком профессиональной состоятельности художника, но и полученные от продажи деньги дали возможность Леониду Пастернаку отпраздновать свадьбу с пианисткой Розалией Исидоровной Кауфман и обосноваться в Москве. Через год у них родился сын Борис.
1890–1900 годы были весьма успешными для художника. Леонид Пастернак посещал рисовальные вечера в доме В.Д. Поленова, в мастерской К.А. Коровина, давал уроки в частных школах, иллюстрировал произведения Л.Н. Толстого, участвовал в выставках Товарищества передвижников. На 21 выставке 1893 года он был представлен Л.Н. Толстому. Широкую известность получила серия его иллюстраций к «Воскресению», а также портреты знаменитого писателя, которые Пастернак делал с натуры. В коллекции музея находятся 3 гравюры с изображением Льва Толстого работы Л.О. Пастернака.
Леонид Пастернак славился мастерством быстрого рисунка, остро схватывающего характерное движение. Может быть, именно поэтому его этюды зачастую сильнее законченных картин. Особый художественный мир составляют семейные зарисовки. В экспозиции представлены портреты дочек и жены художника дома, на прогулке, у моря – Розалия Исидоровна Пастернак у моря (1911), – сцены повседневного домашнего быта – Двое за столом (ок. 1910), – пронизанные ощущением уюта, покоя, душевного благополучия. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети кормят родителей. Действительно, рисунки и литографии, изображающие сцены детской жизни, пользовались огромным успехом у коллекционеров. В экспозиции также находится любопытное полотно внушительных размеров (204 х 75 см), это Автопортрет художника с женой, часть эскиза к картине Поздравление, выполненной в 1915 году и находящейся сейчас в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Все четверо детей Пастернаков с глубокой нежностью вспоминали атмосферу родительского дома. На Волхонке перебывало много людей, составивших славу своего времени. В последние месяцы своей жизни здесь успел побывать Серов, чья безвременная кончина была тяжелым ударом для Леонида Пастернака, дружившего с ним еще в 1880-х годов. В их доме Скрябин и Рахманинов играли свои новые вещи или слушали их в исполнении Розалии Исидоровны. Сюда приходили и позировали для портретов Юргис Балтрушайтис, Федор Шаляпин, князь Петр Кропоткин, Михаил Гершензон, Елизавета Брешко-Брешковская и другие. Часто во время сеансов живописи, чтобы модели не уставали позировать, Розалия Исидоровна играла на рояле. В декабре 1913 года приезжал в Москву Эмиль Верхарн и позировал Л. Пастернаку.
В 1945 году, через полгода после смерти отца, Борис Пастернак писал о нем в письме сестрам в Англию:
«Удивление перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с какою он работал (шутя и играючи, как Моцарт), перед многочисленностью и значительностью сделанного им, - удивление тем более живое и горячее, что сравненья по всем этим пунктам посрамляют и уничтожают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле..., что в нашей жизни не случилось никакой несправедливости, что судьба не преуменьшила и не обидела его, что, в конечном счете торжествует все же он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью в верности ему, а не в диком, опустошенном и мошенническом XX-м, где на долю мне вместо всего реального, чем он был окружен, вместо его свободы, плодотворной деятельности, путешествий, осмысленного и красивого существования, достались одни приятные слова, которые я иногда слышу и которых не заслуживаю».