Шапшал Яков Федорович
Наследие Якова Федоровича Шапшала
Значительным даром в МЛК стало собрание Якова Федоровича Шапшала (1880–1947). 42 живописные и 3 графические работы в 1989 году через советское посольство в Берне передал в дар ГМИИ сын художника, известный швейцарский врач Георгий Яковлевич Шапшал.
Имя Шапшала известно в России немногим. Яков Федорович учился в Петербурге, затем продолжил художественное образование в Париже. В 1904–1905 годы участвовал в русско-японской войне, в 1906 вернулся в Париж, где начал выставлять свои работы в Салонах: Независимых, Национального общества изящных искусств и Осеннем. В России его творческая деятельность была тесно связана с Московским товариществом художников (МТХ), в выставках которого он участвовал с 1911 года.
С началом Первой мировой войны художник вернулся в Россию, воевал, был ранен. В 1916 году Шапшал стал членом МТХ. Вплоть до отъезда в Голландию в 1924 году его произведения участвовали в большинстве выставок Товарищества и ряде других выставок Москвы и Петербурга. Переехав в Гаагу и приняв голландское подданство, Я.Ф. Шапшал вновь выставлял свои картины в парижских Салонах и в ряде галерей, писал иконы. В марте 1945 года в мастерскую художника попала бомба, и многие его работы погибли. Во имя сохранения наследия отца сын художника, известный швейцарский врач Георгий Яковлевич, передал ГМИИ для Музея личных коллекций часть уцелевших произведений.
В ранних работах живописца Скала (1916) и Плотина (1917), заметен характерный для русских художников того времени интерес к французскому искусству рубежа XIX–XX веков. Шапшал близок к традициям русского сезаннизма. Наделяя подчас цвет жесткой формообразующей функцией, художник соприкасается со стилистикой, объединяющей мастеров «Бубнового валета». Однако он явно остается в стороне от радикальных экспериментов авангарда. В некоторых произведениях, как в Женском портрете (1922), можно отметить лишь смягченные отголоски кубистической манеры. Чаще всего, и об этом свидетельствует большинство сохранившихся картин, особенно написанных уже в эмиграции, для автора при выборе стилистического решения важны естественные, природные особенности самого предмета изображения. Яков Федорович много путешествовал по Европе, и пейзажи, хранящиеся в Музее, кажутся фрагментами своеобразного художественного дневника впечатлений. В Автопортрете (1929) мастер, изобразив себя на фоне городского пейзажа, подчеркнул, таким образом, значимость пейзажного жанра для своего творчества. Я.Ф. Шапшал старался, в первую очередь, запечатлеть на холсте своеобразие увиденного места, передать его неповторимую атмосферу и настроение. Поэтому он искал для каждого вида особую манеру изображения, размывая в нежной красочной дымке перспективу туманного бульвара или выделяя тонкими контурами изысканные очертания дворцов Венеции.