Виктор Васильевич Лебединский
Клара Самойловна Лебединская
Коллекция В.В. и К.С. Лебединских
Коллекция известных ученых-психологов Виктора Васильевича (1927-2008) и Клары Самойловны Лебединских (1925-1993) поступила в Отдел личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году. Это произведения русской живописи и графики второй половины XIX – начала XX веков, среди которых произведения А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, А.М. Васнецова, М.В. Нестерова, К.А. Коровина, З.Е. Серебряковой, В.К. Бялыницкого-Бирули – всего более 90 произведений. Среди них трогательные и лиричные натюрморты Васильки К.Ф. Юона и Флоксы П.В. Кузнецова, пейзажи – Плес П.И. Петровичева, Кьеджа К.И. Горбатова, Вечерний пейзаж С.Ю. Жуковского, Мельница. Закат Н.П. Крымова, Лыжная прогулка Б.М. Кустодиева, жанровые композиции А.С. Степанова и другие произведения русских художников рубежа XIX-XX веков. Собрание было передано Отделу личных коллекций в соответствии с волей В.В. Лебединского его ученицей, известным ученым, доцентом, заместителем заведующего кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидатом психологических наук Леонорой Сергеевной Печниковой.
Виктор Васильевич Лебединский родился в семье служащих. С детства интересовался классической музыкой, искусством и историей. Учился лепке в студии при Доме пионеров, где его преподавателем был скульптор В.В. Козлов, учителем которого был М.К. Аникушин, известный скульптор, автор памятника А.С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве.
Виктор Васильевич закончил Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессиональным психологом он стал после встречи с одним из основателей нейропсихологии в СССР А.Р. Лурия и благодаря общению с гениальным детским психиатром Г.Е. Сухаревой. С 1962 года Виктор Васильевич работал в МГУ на отделении психологии философского факультета, а затем на факультете психологии, где прошел путь от старшего лаборанта до доцента кафедры нейро- и патопсихологии. Большую роль в судьбе Виктора Васильевича и в становлении его как психолога сыграло то, что более 40 лет рядом с ним была Клара Самойловна Лебединская – известный детский психиатр и дефектолог, выпускница 1-го Московского медицинского института и ученица Г.Е. Сухаревой. Клара Самойловна была не только женой и другом, но и единомышленником, поддерживающим его научные изыскания и помогающим претворять их в практической деятельности.
Круг интересов Виктора Васильевича Лебединского выходил далеко за рамки психологии. Он отлично знал историю, любил классическую музыку (они с Кларой Самойловной почти каждую неделю ходили в консерваторию, не пропускали концерты выдающегося пианиста С.Т. Рихтера), являлся тонким знатоком и ценителем русской и мировой живописи, но, конечно, главным смыслом и содержанием его жизни были поиски научной истины, а его идеалами в науке и искусстве являлись писатель А.П. Чехов, композитор С.В. Рахманинов и психофизиолог Н.А. Бернштейн.
Виктор Васильевич и Клара Самойловна начали собирать свою коллекцию в конце 1960-х годов. Много лет подряд, каждую субботу, с утра они вместе ездили на Октябрьскую площадь, где находился самый большой антикварный художественный салон в Москве. Большую роль в их собирательстве сыграли два старых московских коллекционера – Юрий Сергеевич Торсуев и Сергей Николаевич Горшин, который одну часть своей большой коллекции подарил Третьяковской галерее, а другую – завещал родному городу Химки в Подмосковье, где сейчас находится музей его имени.
Виктор Васильевич и Клара Самойловна больше всего любили русскую живопись конца XIX – начала ХХ века, пейзажи И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, Б.М. Кустодиева, Н.П. Крымова, изящные работы художников группы Мир Искусства (З.Е. Серебряковой, Е.Е Лансере и др.).
Особенно обширна их коллекция картин, созданных художниками-пленэристами – К.А. Коровиным, П.И. Петровичевым, С.Ю. Жуковским, Л.В. Туржанским, А.С. Степановым, К.Ф. Юоном и многими другими мастерами, входившими в самое многочисленное художественное объединение России начала ХХ века – Союз русских художников.
В их картинах, созданных на природе, при естественном освещении, отражено все богатство изменений цвета под воздействием солнечного света и окружающей атмосферы, когда предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает, когда художники не стремятся к точному воспроизведению деталей, а ограничиваются общим восприятием. Со второй половины XIX века пленэризм становится основой мировосприятия художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Настоящими первооткрывателями широких возможностей пленэра стали французские импрессионисты. Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на открытом воздухе, до уровня полноценных самостоятельных картин. Русский пленэризм использовал достижения импрессионистов, но его отличает большая декоративность, свободный широкий мазок, приверженность своей национальной тематике – родным просторам и лесам, городским и деревенским мотивам, и лирическая тональность.
Коллекция Лебединских отражает характерное для российского коллекционирования второй половины ХХ века тяготение к отечественной живописи рубежа XIX-XX веков, таким образом, дополняет панораму русского искусства этого времени, созданную первоклассными собраниями отдела – С.В. Соловьева и А.Н. Рамма, И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского.