Коллекция "Бумажная архитектура"

В 2016 году фонды Отдела личных коллекций (ОЛК) пополнились собранием графических произведений жанра «бумажной архитектуры», включающей тридцать два произведения, которые сформировали новый раздел графической части Отдела. Это были переданные в дар коллекция художника, архитектора и куратора выставок Юрия Аввакумова (15 проектов) и отдельные поступления работ других авторов (17 проектов).

Основателем направления «бумажная архитектура» считается Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Он воплотил в камне лишь один проект, но создал серии гравюр с изображениями реальной и придуманной архитектуры. В жанре архитектурной графики работали знаменитые мастера XVII–XVIII веков Джузеппе Валериани, Пьетро Гонзага, Джакомо Кваренги. В отделах графики и личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (в коллекции И.С. Зильберштейна) хранится значительный корпус произведений этих выдающихся мастеров.

Дар Юрия Аввакумова поступил в музей после выставки «Бумажная архитектура. Конец истории», проходившей в ГМИИ в 2015 году. В экспозиции произведения итальянских мастеров XVII–XVIII веков из собраний гравюрного кабинета ГМИИ и ОЛК были сопоставлены с работами современных российских архитекторов, представляющими концептуальное направление в архитектурной графике 1980-х годов.

Можно сказать, что именно благодаря активной выставочной деятельности Юрия Аввакумова под термином «бумажная архитектура» сегодня чаще всего подразумевают направление в советской архитектуре 1980-х годов, которое возникло как некая альтернатива официальной линии ее развития. Молодые архитекторы стали участвовать в конкурсах, которые объявляли архитектурные журналы Европы и Японии. Их проектам было уготовано существовать только на бумаге. Идеи, которые не могли быть реализованы в строительстве, были развиты в форме чисто художественного произведения. Так появился особый жанр изобразительного искусства – сочетание архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики. Основоположниками жанра стали Юрий Аввакумов, Михаил Белов, Александр Бродский, Илья Уткин, Михаил Филиппов, Тотан Кузембаев и другие: молодые архитекторы создавали свой неповторимый мир, синтезируя фантазию и новаторское архитектурное мышление.

Коллекцию «бумажной архитектуры» ОЛК составляют произведения самого Юрия Аввакумова (три проекта), а также его коллег – современных российских архитекторов и дизайнеров Александра Бродского, Ильи Уткина, Михаила Филиппова, Тотана Кузембаева, Владимира Тюрина, Андрея Чельцова, Николая и Ольги Кавериных, Дмитрия Буша, Александра Хомякова, Ивана Шалмина, Александра Зосимова, Андрея Савина, Вячеслава Мизина, Вячеслава Петренко, Сергея и Веры Чукловых.

Юрий Игоревич Аввакумов (р. 1957) – архитектор, художник, куратор. В 1981 году окончил Московский архитектурный институт. В 1984 году ввел в употребление термин «бумажная архитектура» для обозначения жанра концептуального проектирования в СССР 1980-х годов. Курировал выставки «бумажной архитектуры» в России и за рубежом, в том числе в Берлине, Брюсселе, Кёльне, Любляне, Милане, Москве, Париже, Франкфурте. Работы архитектора представлены в коллекции совместным проектом с архитектором И.Н. Пищукевичем (р. 1958) «Дом-матрешка» (1984), архитектурными фантазиями «Красная вышка» (1989) и «Летающий пролетарий» (1989/1994).

Михаил Анатольевич Филиппов (р. 1954) – выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, лауреат международных премий. Вместе с Ю.И. Аввакумовым Филиппов являлся одним из идеологов движения «бумажная архитектура». Работал как архитектор и художник-график. В 1994 году открыл Мастерскую Михаила Филиппова. Неоклассика, проходящая красной нитью через все творчество Филиппова, является основой его «Конкурсного проекта» (1985) из коллекции Аввакумова. В данной работе архитектор предлагает вписать в современную городскую среду дворцово-парковый ансамбль нового времени.

Тотан Байдусенович Кузембаев (р. 1953) – выпускник Московского архитектурного института, лауреат международных премий, мастер деревянной архитектуры. С 1988 года занимается дизайном. В 2002 году основал Архитектурную мастерскую Тотана Кузембаева. Проекты «Жилище будущего» (Т.Б. Кузембаев, И.Н. Пищукевич, С.В. Коробов; 1987) и «Оплот Возрождения» (Т.Б. Кузембаев, В.В. Аристов, А.В. Иванов; 1987) построены из простых геометрических форм и являются фантазиями на тему многофункциональной архитектуры будущего.

Илья Валентинович Уткин (р. 1955) – выпускник Московского архитектурного института, профессор Международной академии архитектуры (Москва). Работал в сотрудничестве с А.С. Бродским (р. 1955). В совместных проектах архитекторы изображали вымышленные ландшафты, в которых смешивались конструктивизм, неоклассические утопии, античная мифология и научная фантастика. В 1995 И.В. Уткин организовал и возглавил «Студию Уткина». Среди работ архитектора важное место занимают театральные проекты. Один из них – «Театр без сцены, или Блуждающий зрительный зал на 198 мест» (1986–1990) входит в коллекцию Ю.И. Аввакумова и представляет идею театра будущего, в котором отсутствует сцена, а зрительный зал мобилен. Эта идея получила развитие в творчестве как самого И.В. Уткина, так и других архитекторов, так как совпала с изменениями в театральной сфере.

«Музей городской архитектуры» – один из проектов московского архитектора Юрия Владимировича Кузина (р. 1964), доцента Московского архитектурного института, лауреата российских и международных конкурсов. Кузин – создатель и руководитель Мастерской комплексного архитектурно-строительного проектирования (январь 2002 – настоящее время).

Андрей Владиславович Чельцов (р. 1960) – профессор Московского архитектурного института, лауреат многих российских и международных конкурсов. Один из организаторов художественно-архитектурных групп «ART-BLYA» и «А-Б Студия», которые участвовали в различных выставках и выполнили проекты нескольких комплексов и отдельных зданий в Москве и Московской области. Фантазии в жанре «бумажной архитектуры» «Троянский конь» (1989) и «Дом Ежик» (1990) Андрея Чельцова входят в череду художественно-архитектурных проектов художника.

Андрей Михайлович Савин (р. 1961) и Михаил Эдгарович Лабазов (р. 1961) – выпускники Московского архитектурного института. В 1990-х совместно с Андреем Чельцовым основали художественно-архитектурные группы «ART-BLYA» и «А-Б Студия». Участвуют в различных выставках и преподают. Авторы крупных архитектурных объектов в Москве и других городах России. Работы архитекторов в коллекции Аввакумова представлены офортами «Загородный дом» (А.М. Савин, М.Э. Лабазов; 1987), «Информационное пространство» (А.М. Савин; 1987), «Музей архитектуры» (А.М. Савин, М.Э. Лабазов, А.Л. Павлова; 1988).

Николай Ростиславович (р. 1951) и Ольга Александровна (р. 1952) Каверины – выпускники Московского архитектурного института. Члены Союза архитекторов России, руководители архитектурной мастерской ОАО «ЭНПИ (Экспериментальный научно-проектный институт)». «Яблоко» (1985) – это «бумажный» проект Кавериных для конкурса журнала «Архитектура СССР» на тему «Второе жилище горожанина. Дом на природе». В основе проекта заложена идея нестандартного пространственного решения загородных домов – в виде цветов, фруктов и предметов быта. По мнению архитекторов, это поможет людям отвлечься от надоевшей атмосферы городских квартир и превратит поселки садовых кооперативов в живописные натюрморты.

Дмитрий Вильямович Буш (р. 1958) и Александр Иванович Хомяков (р. 1957) – выпускники Московского архитектурного института, авторы проектов жилых и общественных комплексов, а также отдельных зданий в России и Германии. Лауреаты российских и международных конкурсов по проектированию. Проект «Паутина» (из серии «Комфорт в мегаполисе», 1988) – это размышление архитекторов на тему расположения коммуникаций в городе будущего и удобств, которые можно из этого извлечь. Проект относится к периоду сотрудничества Д.В. Буша и А.И. Хомякова с журналом «The Japan Architect». Работы этого периода отличаются минимализмом в выборе средств, стремлением к абстракции. В их основе – простые геометрические формы и штрихи.

Иван Петрович Шалмин (р. 1959) – выпускник Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, участник многих российских и международных конкурсов. Лауреат Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» (2001–2010). «Мост с одной опорой» («A Single Prop Bridge») – это, в большей степени, не архитектурно-инженерный проект, а размышление на тему построения благоприятных международных отношений в нашем мире, урегулирования конфликтов и налаживания прочных связей между Востоком и Западом. Автор считает, что только взаимное движение навстречу друг другу может быть решением проблемы. Аллегорией мирового баланса является мост с одной опорой, который держит равновесие только в том случае, если два человека одновременно идут по нему с двух сторон, и опрокидывается, если движение происходит только с одного конца.

Александр Геннадьевич Зосимов (р. 1960) – выпускник Московского архитектурного института, член Союза архитекторов России. Произведения А.Г. Зосимова выполнены, как правило, в духе соц-арта и носят сатирический, карикатурный характер. Работа «Сдавайте деньги на восстановление Дворца Советов!» – своеобразная пародия на советский агитационный плакат. «Коллаж № 25» изображает Красную площадь с двумя мавзолеями, стоящими рядом. Данный принцип повторения уникальных объектов стал одним из доминирующих мотивов в творчестве мастера.

Владимир Владимирович Тюрин (1960–2006) – выпускник Московского архитектурного института. Работал в студии ЭДАС Владимира Кирпичёва и САКБ МАРХИ Юрия Аввакумова. Куратор выставки «бумажной архитектуры» в Иерусалиме (1992). Испытав влияние «офортного» творчества А.С. Бродского и И.В. Уткина, Тюрин нашел  собственную тему – фрактальную архитектуру. Фрактал – геометрическая фигура, состоящая из частей, являющихся уменьшенной копией целого. Эта идея прослеживается в двух листах проекта «Постсоциалистический город» (1988) из коллекции Ю.И. Аввакумова.

Вячеслав Юрьевич Мизин (р. 1962) – художник и куратор. Окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. С 1990-х начал активную деятельность в сфере современного искусства в жанрах инсталляции, перформанса и видеоарта. В 2003 году совместно с Александром Шабуровым основал арт-группу «Синие носы» в Новосибирске. Выставки с участием В.Ю. Мизина проходили во многих городах России и Европы. С июня 2014 – руководитель Сибирского филиала Государственного центра современного искусства. Работы В.Ю. Мизина представлены в коллекции архитектурной фантазией «Дом спящего дерева» и проектом «Заведение им.  Маяковского» (для площади В. Маяковского в Москве).

Вячеслав Федорович Петренко (1947–1982) – архитектор, художник. Архитектурные фантазии В.Ф. Петренко отличает виртуозность графического языка, близкого по своему характеру к карикатуре, оригинальность концепции и тесная связь изображения с авторским текстом. «Пересечения», «Угол» и «Повороты» – офорты, созданные на тему пространственных категорий в архитектуре. На каждом листе показаны примеры, иллюстрирующие определенный термин и снабженные внизу подробными комментариями.

Сергей Николаевич (р. 1956) и Вера Петровна (р. 1957) Чукловы – выпускники Московского архитектурного института, лауреаты российских и международных конкурсов. С.Н. Чуклов – главный архитектор проектной мастерской № 6 ГУП МНИИП «Моспроект-4»; В.П. Чуклова – доцент кафедры «Основы архитектурного проектирования» МАРХИ, автор более 30 научных публикаций. Графический лист «Глубокая плоскость» – это пространственный эксперимент, попытка визуально увеличить пространство плоскости в глубину при помощи особого орнаментального оформления.

Сайты Музея