Маврина Татьяна Алексеевна
Коллекция Татьяны Алексеевны Мавриной
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева), заслуженная художница, иллюстратор и ее муж, художник Николай Васильевич Кузьмин (1890–1987) вместе собирали русские иконы и образцы декоративно-прикладного искусства. В 1996 году Маврина передала Отделу личных коллекций уникальную коллекцию икон, а также ряд предметов декоративно-прикладного искусства и несколько десятков собственных работ.
Ядро коллекции Мавриной — это 22 иконы высокого художественного уровня, в большинстве своем созданные в XVI веке. Все они представлены в экспозиции. Жемчужиной собрания специалисты единодушно называют небольшую икону Битва суздальцев с новгородцами (Новгород, начало XVI века). В основу иконописного сюжета легло одно из самых ранних событий русской истории: спасение новгородцев от нашествия суздальского войска в 1169 году. Вынесенная на стены городская святыня — икона Богоматерь Знамение чудесным образом ослепила нападавших и суздальское войско было повержено. Как правило, иконография этого сюжета состоит из трех частей: осада Новгорода, вынос иконы и бегство суздальцев. Икона из собрания Мавриной уникальна тем, что ее композиция состоит только из двух частей: вынос иконы и сражение. Четкое ярусное членение, выразительность силуэта, колористическая насыщенность, усиленная золотым фоном — все это позволяет назвать икону Битва суздальцев с новгородцами из собрания Мавриной одним из шедевров древнерусской живописи.
К новгородской школе XV века относится икона Богоявление со святыми Николаем и Георгием на полях. Икона «Богоявления» имеет второе название «Крещение» благодаря одновременному свершению двух событий из Нового Завета. К пророку Иоанну Предтечи на реку Иордан пришёл принять крещение Иисус из Галилеи. На Христа при Крещении сошёл Дух Божий в облике голубя, и раздался «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Матф., гл. III, 13-17).
В коллекции представлены предметы декоративно-прикладного искусства: прялки, глиняные игрушки, а также предметы, которые сама художница расписывала в стиле народных росписей. Такова выполненная Мавриной копия знаменитого лубка Кот Казанский — ум астраханский; старинный жестяной поднос и штофы, расписанные художницей. Эти предметы наглядно демонстрируют тот творческий метод, которым пользовалась художница — сближение традиции русского примитива и живописных исканий первых десятилетий ХХ века. Этот метод оказался органичен и плодотворен для нее.
Татьяна Алексеевна родилась в семье педагога и литератора А.И. Лебедева. Училась в Москве, во Вхутемасе-Вхутеине (1921–1929) у Н.В. Синезубова и Р.Р. Фалька. Была одним из членов художественного общества «Рост», в котором и начала свою выставочную деятельность (1928–1929), позже участвовала в выставках художников группы «Тринадцать». Маврина — это фамилия матери художницы, которая стала творческим псевдонимом. Один из ярких и талантливых членов объединения «Тринадцать», Т.А. Маврина впоследствии смогла соединить свойственный этой группе «вкус к зарисовке острого мига жизни» с увлечением древнерусским и народным искусством. Она создала свой неповторимый стиль, в котором ей удалось сочетать графику свободного рисунка и экспрессивную декоративность народного примитива.
Татьяна Алексеевна работала в живописи, графике, занималась плакатом, эскизами декораций для театра, кино, диафильмов. Так, работа Букет с городецкими конями (1965) наглядно показывает желание художницы «связать воедино два типа крашения» — чистые краски русской иконописи и точный, натуралистичный цвет осенних листьев и цветов. Выполненные в «мавринском» стиле иллюстрации и композиции по мотивам русских сказок, многочисленные альбомы зарисовок путешествий по русским городам снискали широкое признание.
На одной из предварительных зарисовок середины 70-х годов, совмещающей пейзаж и букет, Маврина написала изречение Кирилла Туровского, златоуста XII века, «Небо и земля тебе служат, оно влагою, а си плодом; тебе ради солнце служит светом и теплотою...». Эти славословия могут стать эпиграфом к творчеству художницы последних десятилетий. В 1970-е годы Маврина работала только в жанре натюрморта, особенное предпочтение отдавая его разновидности — букету на окне. Ее излюбленными материалами в эти годы окончательно стали бумага и гуашь. Особо следует сказать о ее работах 1980 — начала 1990-х годов. В самом конце своего творческого пути Татьяне Алексеевне удалось достичь высочайшей ступени цветовой экспрессии.
В Отделе личных коллекций находится шесть холстов ее работы периода 1930-х годов и несколько десятков графических произведений, в том числе рисунки, гуаши, путевые зарисовки, иллюстрации. Несколько таких ее листов можно увидеть в постоянной экспозиции.
Т.А. Маврина снискала известность и как иллюстратор, оформив более 200 книг. За свою деятельность в области книжной графики она была награждена серебряными медалями на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1960, 1965, 1977), первой премией на Международной выставке книжной графики в Брно (1966), дипломом имени Ивана Федорова, в 1975 году стала лауреатом Государственной премии СССР. Одной из немногих российских художников, ей была присуждена Международная премия Г.‑Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг (1976).