Дмитрий Соломонович Левенсон
Светлана Александровна Вязьменская
Коллекция Д.С. Левенсона и С.А. Вязьменской
В конце 2017 года Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина получил в дар уникальную коллекцию живописных и графических произведений Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958) из собрания московских коллекционеров Дмитрия Соломоновича Левенсона и Светланы Александровны Вязьменской.
Известный юрист, член Московской коллегии адвокатов, член редакционного совета и юрисконсульт журнала «Наше наследие» Д.С. Левенсон (1929–2006) и его жена С.А. Вязьменская начали собирать свою коллекцию русского искусства XX века более 30 лет назад. Работы Роберта Фалька попали в собрание Левенсона — Вязьменской благодаря Ангелине Васильевне Щекин-Кротовой (1910–1992), последней супруге Р.Р. Фалька. Некоторые произведения были приобретены непосредственно у вдовы художника, другие — по ее консультации — в комиссионных магазинах и у частных коллекционеров.
Роберт Фальк — крупнейший русский художник XX века, один из членов-основателей авангардного художественного объединения «Бубновый валет», сочетавший в своих работах достижения французских постимпрессионистов, фовистов и кубистов с традициями русской живописной школы. В коллекции представлено несколько живописных произведений одного из наиболее важных периодов в творчестве мастера — его пребывания во Франции, в Париже (1928–1938). Среди них «Натюрморт с золотыми рыбками» (1933) — этюд к большой картине «Старухи. Одиночество», написанный в духе Поля Сезанна, с характерной пастозностью живописи, жанровые работы «Беседа. В Бистро» (1931) и «Девушка из бистро» (1931) и городской пейзаж «В рабочем квартале Парижа» (1935), выполненные в спокойной серо-голубой и зеленовато-коричневой цветовой гамме, свойственной для зрелого творчества художника.
К французскому периоду творчества относятся также автопортрет Р.Р. Фалька («Мулат», 1934–1935), написанный в Бретани, и замечательный по технике исполнения портрет «Девушка в платье с кружевным воротником», на котором, по словам С.А. Вязьменской, может быть изображена Татьяна Яковлева, последняя муза поэта Владимира Маяковского, жившая в эмиграции в Париже в 1920–1930-х годах.
Живописный портрет известного врача-терапевта, профессора медицины Александра Ивановича Яроцкого (1866–1944) написан Робертом Фальком в 1943 году в Самарканде, где художник жил в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
Разнообразно представлена в собрании графика Роберта Фалька. Это портреты, натюрморты, обнаженная натура, охватывающие широкий временной диапазон с 1920-х по 1950-е годы.
Особый интерес представляют графические портреты друзей и близких художника 1930–1950-х годов, в числе которых портреты сына художника — Валерия Фалька (1916–1943), два портрета философа Льва Исааковича Шестова (настоящая фамилия Шварцман, 1866–1938), портрет поэтессы Рахили Львовны Баумволь (1914–2000), портрет искусствоведа и переводчика Александра Георгиевича Габричевского (1891–1968). Большинство этих работ являются эскизами к живописным портретам. В собрании также находится интересная двусторонняя работа. На одной ее стороне написан портрет художника Адольфа Израилевича Мильмана (1886 или 1886 — 1930), товарища Фалька по художественному объединению «Бубновый валет». Роберт Фальк изобразил Мильмана, когда тот был тяжело болен. Работа является эскизом к живописному портрету 1929–1930 годов, хранящемуся в коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова. На обороте представлен эскиз декорации к спектаклю «Испанцы» по пьесе М.Ю. Лермонтова, премьера которого состоялась 16 апреля 1941 года в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ; режиссер-постановщик Исаак Кролль, композитор Александр Крейн). Фрагмент декорации с изображением кардинала, внешне похожего на кардинала Ниньо де Гевара с портрета работы Эль Греко (1598, музей Метрополитен, Нью-Йорк), отсылает к эпохе инквизиции в Испании. Именно этому периоду была посвящена пьеса.
Живописное и графическое наследие Р.Р. Фалька широко представлено в фондах Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (коллекции А.Н. Рамма, С.Т. Рихтера, М.В. Алпатова и других). Однако в собрании музея было мало примеров портретного творчества художника и его театральных работ. Коллекция Левенсона — Вязьменской обогатила фонд Роберта Фалька в ГМИИ им. А.С. Пушкина произведениями высокого художественного качества.