Верейский Георгий Семенович
Верейский Орест Георгиевич
Наследие Георгия Семеновича и Ореста Георгиевича Верейских
В 1996 году в Музей личных коллекций были переданы в дар произведения Георгия Семеновича Верейского вдовой его сына, О.Г. Верейского, Людмилой Марковной, и его братом Николаем Георгиевичем Верейским. В 2003 году Л.М. Верейская подарила МЛК 12 офортов французских мастеров второй половины XIX века — Ж. Милле, К. Коро, К. Писсаро, А. Сислея.
Г.С. Верейский — один из лучших советских графиков, по праву считается продолжателем классической традиции в отечественном искусстве XX века. Его творчество складывалось в художественной среде дореволюционного Санкт-Петербурга. Ученик М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева и А.П. Остроумовой-Лебедевой, он тесно общался с художниками объединения «Мира искусства». В 1920–1930-х годах исполнил ряд превосходных графических пейзажей и интерьеров, находящихся в собрании МЛК — Интреьер у лампы. 20 октября 1925 года, Силуэты перед окном (1928). К теме городского пейзажа художник обращался и в более поздний период, изображая улицы, находящиеся неподалеку от его петроградской мастерской.
Но основным жанром в творчестве мастера все же бы портрет. Портреты, выполненные им, отличаются точностью пластической и психологической характеристики модели, виртуозной выверенностью рисунка — портреты К.И. Воиновой (1929) и Л.М. Верейской (1951). В совершенстве владея техникой литографии, Верейский создал целую галерею образов своих современников. Среди них Портрет П.Д. Эттингера (1944), коллекционера и знатока графики, Портрет И.А. Орбели (1946), ученого, историка искусств. Среди рисунков, подаренных МЛК, значительное место занимают детские портреты старшего сына художника Ореста — Портрет сына (1925), Портрет сына в постели (1925, представленные в экспозиции..
Орест Верейский, так же как и отец, впоследствии стал художником-графиком, известным иллюстратором. Его рисунки военного времени легли в основу знаменитых иллюстраций к поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин», например, одна из них — Гармонь.
О.Г. Верейский много путешествовал по миру, побывал в Сирии, Египте, Китае, Америке. Отовсюду он привозил множество беглых зарисовок, затем претворяя их в большие графические листы, например, Негритянка, зашивающая флаг (1963–1964). Однако особым великолепием пластики и лиричностью отличаются работы, созданные в России, в Подмосковье — Береза (1971).