Русская живопись
Собрание Отдела личных коллекций включает произведения русской живописи с начала XVIII до конца ХХ в.
Обширное собрание И.С. Зильберштейна, включающее около ста картин русских художников конца XVIII – начала XX в., занимает центральное место в экспозиции отдела. Живопись конца XVIII в. представлена произведениями В.Л. Боровиковского «Портрет графа П.А. Толстого» и С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях озера Неми», живопись первой половины XIX в. – работами В.А. Тропинина, братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, А.В. Тыранова, А.Г. Венецианова и редкого художника для музейных и частных собраний И.З. Летунова. К середине и второй половине XIX в. относятся произведения Л.И. Соломаткина, И.И. Шишкина, значительное место в коллекции занимают картины А.П. Боголюбова – морские пейзажи и вид улицы Волхонки. И.С. Зильберштейн высоко ценил и любил творчество И.Е. Репина, собрав большую коллекцию его живописных и графических работ. В экспозиции музея представлены картины, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества художника – «Украинка», «Вид села Варварина», «Летний пейзаж», «На охоте». Живописные работы мастеров «Мира искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева дополняют одну из лучших в России коллекций графики художников этого объединения.
Собрание русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX в., созданное С.В. Соловьевым, включает в себя, главным образом, поздние работы ряда крупнейших художников середины – второй половины XIX в.: В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Е. Маковского, Н.Н. Дубовского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, а также произведения участников объединения «Союз русских художников» – С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева. В собрании находятся редкие для частной коллекции крупноформатные произведения. Среди них – полотно «Дуэль», относящееся к позднему периоду творчества И.Е. Репина, один из вариантов картины В.Д. Поленова «Христос», морской пейзаж Н.Н. Дубовского. Представляет интерес «Портрет Н.Ф. Юсупова» кисти Н.П. Богданова-Бельского.
Небольшая по количеству, но чрезвычайно значительная по качеству произведений коллекция работ русских художников начала ХХ в. из собрания И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского дает емкое представление об искусстве этого периода, называемого «серебряным веком». В собрании представлены произведения художников, связанных с символистским направлением в русской живописи — Н.К. Рериха, А.Я. Головина, К.Ф. Богаевского, Н.П. Ульянова, мастеров круга «Голубой розы» — П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М.С. Сарьяна.
Работы русских художников, созданные в первой половины ХХ в., составляют коллекцию А.Н. Рамма, - произведения В.А. Серова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, П.П. Переплетчикова, С.Ю. Жуковского, О.Э. Браза, И.Э. Грабаря, З.Е. Серебряковой, Н.С. Гончаровой. Значительное место в собрании занимают женские портреты и натюрморты В.В. Лебедева, пейзажи и натюрморты французского периода Р.Р. Фалька, ленинградские пейзажи и портреты Н.И. Альтмана.
Произведения Р.Р. Фалька и В.И. Шухаева представлены в мемориальном собрании С.Т. Рихтера.
Отдел обладает крупнейшим в мире собранием работ художников А.М. Родченко и В.Ф. Степановой – лидеров русского художественного авангарда первой трети 20 века, широкий диапазон деятельности которых включает живопись, оригинальную и печатную графику, коллажи, работы для театра, пространственные конструкции, рекламные плакаты, производственный дизайн, экспериментальную фотографию. Художественное наследие этих мастеров, представленное в музее, отражает основные периоды и эволюцию их творчества – от стилистики символизма через абстрактно-геометрическую живопись, графику и скульптуру к конструктивизму.
В экспозиции Отдела находится и наследие русских художников середины – второй половины ХХ в.: Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера, В.Г. Вейсберга и Д.М. Краснопевцева.
Д.П. Штеренберг – художник русского авангарда 1910-1930-х гг., один из лидеров художественной жизни России первых лет советской власти. В своем творчестве отдавал предпочтение натюрморту как жанру, в котором сложно и своеобразно переплелись кубистические и декоративные тенденции («Печка», «Натюрморт с лампой», «Натюрморт с черным подносом», «Натюрморт с капустой»).
Живописные произведения А.Г. Тышлера являются основой его творческого наследия. Самая ранняя живописная работа — "Цветодинамическое напряжение" (1924), редкая беспредметная композиция в творчестве художника. В экспозиции находятся картины из серии «Лирический цикл», созданные в середине 1920-х гг. Искусство Тышлера насыщено поэтическими метафорами, символами, аллегориями, иносказаниями. Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится вымышленный женский портрет.
В.Г. Вейсберг и Д.М. Краснопевцев – художники-«шестидесятники», чье искусство развивалось независимо от официального искусства социалистического реализма, оба являлись представителями «метафизического направления» в живописи. В экспозиции представлены как работы раннего периода творчества В.Г. Вейсберга («Семья Щегловых», «Куст»), так и позднего этапа, когда художник создавал «невидимую живопись» («Архитектура», «Венера и геометрия», «Колонны и кубы», «Хаос»).
Экспозиция зала наследия Д.М. Краснопевцева передает атмосферу мастерской художника, которая была особым пространством, предназначенным для творчества и созерцания. В мастерской на равных соседствовали античные сосуды, икона XVI века «Спас мокрая борода», медные образки, посеребренный шандал, ржавая корабельная цепь, морские раковины, глиняные сосуды, книги, сухие букеты, собственные картины. В своих выдуманных натюрмортах-метафорах художник всегда изображал предметы из своего необычного собрания.