Русская графика
Отдел личных коллекций обладает большим собранием русской графики, в которой представлены графические работы художников второй половины XVIII–конца ХХ вв. из коллекций И.С. Зильберштейна, А.Н. Рамма, И.В. Корецкой, С.Т. Рихтера, наследия А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, Л.О. Пастернака, А.Г. Тышлера.
Два зала в экспозиции музея занимает богатое, разнообразное графическое собрание И.С. Зильберштейна. Уникальная часть этой коллекции – акварельные портреты декабристов, созданные Н.А. Бестужевым в 1830-е гг. в сибирской ссылке, в Петровской тюрьме и Читинском остроге. Коллекция включает также рисунки художников первой половины XIX в. – И.А. Ерменева, О.А. Кипренского, А.А. Иванова, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, и мастеров второй половины XIX в. – И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, Д.В. Поленова.и др. И.С. Зильберштейн собрал одну из лучших в России коллекций графики художников объединения «Мир искусства» – А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере, З.Е. Серебряковой, Б.М. Кустодиева, С.Ю. Судейкина.
Графические работы русских художников конца XIX–середины ХХ вв. представлены в обширном собрании А.Н. Рамма. Коллекционера привлекали произведения живописи и графики, относящиеся к периоду первых трех десятилетий XX века — работы В.А. Серова, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, А.П. Остоумовой-Лебедевой, В.В. Лебедева. В собрании А.Н. Рамма основное место занимают женские портреты и натюрморты с цветами.
В небольшой, но ценной коллекции Б.М. Михайловского и И.В. Корецкой собраны произведения русских графиков рубежа XIX–XX вв., А.Н. Бенуа. А.Я. Головина, С.Ю. Судейкина, Н.К. Рериха, М.В. Добужинского, Н.П. Ульянова, работавших как традиционными графическими материалами, так и в смешанной технике, сочетающей темперу, акварель и пастель.
В коллекции знаменитого пианиста С.Т. Рихтера находятся графические произведения художников ХХ в. – знаменитых западноевропейских, американских и русских – О. Кокошки, А. Колдера, рисунки и акварели РР. Фалька, В.И. Шухаева, Л.Д. Гудиашвили, гравюры В.А. Фаворского, а также пастели самого С.Т. Рихтера, изображающие бытовые уличные сценки и городские виды Москвы, Еревана, Пекина.
Среди отдельных произведений, переданных в дар Отделу личных коллекций, особое место занимает дар М.В. Кончаловского – рисунок М.А. Врубеля «Клеопатра на ложе» (1899). Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина "Египетские ночи" выполнена черной акварелью, часто используемой художником для создания книжных иллюстраций.
Музей обладает обширным наследием русских художников ХХ в. – А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, Л.О. Пастернака, А.Г. Тышлера, Г.С. и О.Г. Верейских, В.Г. Козинцевой.
Работы выдающихся художников-новаторов А.М. Родченко и В.Ф. Степановой занимают одно из центральных мест в экспозиции отдела. Художники были создателями конструктивизма, который положил начало промышленному искусству и графическому дизайну. В наследии А.М. Родченко и В.Ф. Степановой находятся рисунки, иллюстрации к поэтическим произведениям русских футуристов 1910-х гг., эскизы рисунков тканей и костюмов для театральных постановок, проекты оформления книг и интерьеров, рекламные плакаты 1920-х гг. А.М. Родченко и В.Ф. Степанова работали тушью, цветным карандашом, гуашью, а также в технике линогравюры.
Л.О. Пастернак работал в русле классической школы рисунка. Его творчество представлено в экспозиции отдела в основном графическими портретами семьи художника, созданными пастелью и углем.
Графическое наследие Г.С. и О.Г. Верейских представлено акварелями и литографиями Г.С. Верейского, изображающими портреты современников, пейзажи, сцены в интерьере, а также рисунками военного времени О.Г. Верейского, которые легли в основу его знаменитых иллюстраций к поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
Графические работы, относящиеся как к раннему, так и к позднему периоду творчества, составляют основу наследия А.Г. Тышлера, значительную часть которого занимает сценография: эскизы оформления сцены и костюмов. Творчество художника представлено также и станковыми графическими произведениями: пейзажами и женскими портретами. В 1960-е гг. А.Г. Тышлер большую часть произведений создал новым для него материалом – фломастером.
Художники русского зарубежья
Отдел личных коллекций располагает обширным собранием работ художников «русского зарубежья». В фондах музея находятся произведения многих живописцев и графиков первой волны эмиграции. Художники русской эмиграции принадлежали различным творческим направлениям, зародившимся в искусстве Серебряного века, и раннеавангардистским течениям. В составе различных коллекций, переданных в дар музею, представлены работы таких известных художников конца XIX и первой половины XX века как Б.И. Анисфельд, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, О.Э. Браз, К.И. Горбатов, М.В. Добужинский, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, З.Е. Серебрякова, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, С.В. Чехонин, Я.Ф. Шапшал, С.И. Шаршун, В.И. Шухаев, А.А. Экстер, А.Е. Яковлев.
Большое количество работ происходит из коллекции И.С. Зильберштейна. Собрание Зильберштейна включает графику многих известных мастеров объединения «Мир искусства», покинувших Россию – А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, З.Е. Серебряковой, К.А. Сомова – а также Б.И. Анисфельда, Ю.П. Анненкова, Н.Л. Аронсона, Д.Д. Бушена, А.М. Ремизова и других. Отдельные произведения были получены Зильберштейном во время его поездок за границу и в процессе поддерживаемого исследователем общения со многими представителями русской эмигрантской среды.
Творчество одного из крупнейших мастеров театрально-декорационной, станковой графики, и книжной иллюстрации А.Н. Бенуа представлено, как в коллекции И.С. Зильберштейна, так и в составе других собраний. В 1989–1990 гг. фонды музея пополнились работами А.Н. Бенуа, переданными в дар зарубежным коллекционером С.В. Папковым, вместе с родителями эмигрировавшим из России в 1917 г. Среди этих 26 графических листов, созданных в 1920-е – 1950-е гг., значительную часть составляют эскизы театральных декораций и костюмов, отличающиеся изысканностью и точностью в передаче исторических деталей. В 1920-е гг. были написаны и большие акварельные пейзажи Бретани и Нормандии, свидетельствующие об особом таланте А.Н. Бенуа как акварелиста и позволяющие ощутить очарование природы этих уголков Франции.
Эскизы костюмов для различных спектаклей, выполненные сыном А.Н. Бенуа Николаем Александровичем, создавшим оформление многих оперных постановок в различных театрах мира, были подарены музею одновременно с целым рядом других произведений русской театрально-декорационной графики Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими. Эти известные коллекционеры с начала 1960-х гг. приобретали предметы русского искусства, которые составили одно из значительных зарубежных собраний.
Особое место среди работ, переданных ими в музей, занимает серия пошуаров А.А. Экстер «Театральные декорации» (1930). Композиции этой серии выполнены темперой в технике трафарета, в период 1910–1930-х гг. завоевавшей популярность среди многих художников. К ней прибегали, в частности, и такие известные мастера как А. Матисс, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов. Проекты декораций из альбома А.А. Экстер отражают ее незаурядный талант художника театра. В этих работах возникает особое, отражающее специфику той или иной сцены, динамическое пространство, созданное посредством ритмически организованных чистых геометрических форм и насыщенного цвета.
Еще один значительный дар – творческое наследие Я.Ф. Шапшала, переданное в музей в 1989 г. его сыном через советское посольство в Берне. Получивший образование в Петербурге и Париже, живописец участвовал в выставках Московского товарищества художников, экспонировал свои работы на парижских Салонах, а в 1924 году эмигрировал в Нидерланды, жил в Гааге. Работы Я.Ф. Шапшала свидетельствуют о его близости к французской живописи начала XX в. и традициям русского сезаннизма. Однако он остается в стороне от радикальных поисков авангарда.
Скульптура мастеров «русского зарубежья» представлена в собрании Отдела личных коллекций пятью работами из терракоты и гипса Г.В. Дерюжинского, произведения которого в российских собраниях встречаются редко.
В 2008 году фонды музея пополнились произведениями художников – представителей третьей волны русской эмиграции. Это живопись и графика известных участников Лианозовской группы: одного из классиков нонконформизма О.Я. Рабина и его жены В.Е. Кропивницкой. Художники передали эти работы в дар после своей первой большой выставки в Москве, которая прошла годом раньше в Отделе личных коллекций. Портрет писателя Василия Аксенова кисти Б.Г. Биргера был получен в дар от его вдовы Н.Ю. Биргер.