Скульптура русских мастеров
Отдел личных коллекций располагает немногочисленными, но интересными произведениями скульптуры, различными по тематике, времени создания, технике исполнения.
Значительное место занимает коллекция анималистической скульптуры Е.Я.Степанова, которая состоит из произведений кабинетной бронзовой пластики середины XIX – начала XX веков. Она формировалась на протяжении пятидесяти лет, особенно интенсивно в 1950-е – 1960-е годы, когда интерес к станковой анималистической пластике был необычайно высок. Наряду с другими известными в то время частными собраниями камерной бронзы, коллекция Степанова отразила зародившуюся еще в XIX в. традицию коллекционирования анималистической скульптуры. Этот вид пластики впервые появился во Франции в 1830-е годы и быстро приобрел популярность.
Коллекция Степанова включает произведения французских, австрийских, немецких и русских мастеров. Русская пластика представлена произведениями основоположника анималистического жанра в русской скульптуре П.К. Клодта (1805 – 1867), его ученика Н.И. Либериха (1828 – 1883), в свою очередь учившего видного мастера исторического жанра Е.А. Лансере (1848 – 1886), П.Н. Тургенева (1853 – 1912), работы которого редко встречаются в российских собраниях. Коллекцию отличает сюжетное многообразие: сцены охоты, скачек, сражений, изображения всадниц и наездников, фигурки животных (преимущественно лошадей и собак).
В собрании Отдела личных коллекций находится также пять скульптурных произведений из терракоты и гипса работы Г.В. Дерюжинского (1888 – 1975), принесенные в дар Музею Ф.П. Зелинской-Кальканье. Скульптор учился в Академии Художеств в Петербурге у Г. Р. Залемана и В.П. Беклемишева, принимал участие во многих художественных выставках 1910-х годов, а в 1918 году эмигрировал в Нью-Йорк. В России его произведения немногочисленны и относятся, как правило, к раннему периоду его творчества. Работы, переданные Ф.П. Зелинской-Кальканье, созданы мастером в 1930-е и 1940-е годы, когда он был уже признанным художником. Это обнаженные женские фигуры, художественное решение которых строится на тонком соотношении пластических объемов и разнонаправленных движений.
Ряд произведений скульптуры представлен в наследии известного живописца XX столетия А.Г. Тышлера (1898 – 1980). В 1960-е и 1970-е годы он обратился к станковой скульптуре как к самостоятельному виду творчества и исполнил серии «дриад» и «невест» из причудливых по форме, частично раскрашенных кусков дерева. Художник оригинально использует форму и фактуру материала, создавая образы, пронизанные индивидуальным метафорическим видением, свойственным его творчеству в целом.