Последние новости и события | Архив новостей | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия
К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина «Шедевры европейской графики из собрания В.Н. и Н.В. Басниных» из цикла «Коллекции и коллекционеры»13.10.2010 - 20.02.2011 Отдел личных коллекций С 13 октября по 20 февраля 2011 года в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдёт выставка «Шедевры европейской графики из собрания В.Н. и Н.В. Басниных». Выставка продолжает цикл «Коллекции и коллекционеры», посвящённый истории собирательства в России, в рамках которого уже прошла выставка коллекции Г.А. Брокара. Кроме того, тематически показ наследия Басниных встраивается в ряд масштабных проектов, связанных с изучением частных коллекций, осуществлённых ГМИИ в последние годы, - это, прежде всего, выставки собраний князей Юсуповых, Голицыных, а также московских собирателей С.И. Щукина и И.С. Зильберштейна. В основу экспозиции положена коллекция гравюр, рисунков и книг Василия Николаевича и Николая Васильевича Басниных, хранящаяся в фондах Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина. Жемчужины собрания – листы М. Шонгауэра, А. Дюрера, Х. Голциуса, Рембрандта, Ж. Калло, Дж.Д. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара, У. Хогарта, Ф. Милле, П.С. Элле и многих других знаменитых мастеров европейской графики XVI – нач. XX века. Всего на выставке будет представлено более 250 гравюр и рисунков европейских и русских мастеров, а также уникальные книги. Кроме того, зрители смогут увидеть произведения живописи, мебель, архивные материалы, принадлежавшие семье коллекционеров, переданные на хранение в Государственный Исторический музей. Представители купеческого рода Басниных начали собирать свою коллекцию в начале XIX века в Иркутске. Василий Баснин занимался торговлей китайским чаем. Интерес к книге, зарубежному искусству и хорошие финансовые возможности позволили ему собрать уникальную библиотеку и приобрести ценные гравюры. Впоследствии, при переезде семьи в Москву, библиотеку Баснин передал в дар иркутской духовной семинарии. Сын Василия Баснина Николай посвятил себя юриспруденции, однако, как и отец, был страстным поклонником искусства. В особенности его привлекали гравюры. Путешествуя, Николай Васильевич неизменно посещал гравюрные кабинеты европейских музеев, покупал и скрупулёзно штудировал все справочники по интересующей теме. Вскоре он снискал репутацию знатока искусства гравюры, и к его помощи обращались сотрудники Румянцевского музея и директор Музея изящных искусств И.В. Цветаев. Николай Баснин почти втрое увеличил коллекцию гравюр отца, в ней были широко представлены ведущие европейские школы. Дочь коллекционера так написала о страсти отца: «Как отец собирал гравюры? Ходил на Сухаревку, на Трубную, приносил грязные, скомканные листы, расправлял их, размачивал и клал на мраморную доску, посыпал тальком. Принёс однажды гравюру в комке грязном – оказался Рембрандт (Три дерева). Эта гравюра была им впоследствии продана…». Своими сокровищами Баснин любовался только при свечах, гася электричество.В 1918 году, после смерти Н.В. Баснина, вдова коллекционера ирландка Энн Элизабет Вильямс пригласила домой директора Румянцевского музея Н.И. Романова и по описи передала всю коллекцию гравюр и рисунков покойного мужа на хранение в Румянцевский музей. Известие о смерти Баснина не прошло незамеченным в кругах английских антикваров, которые незамедлительно направили в Россию своих представителей и предлагали за коллекцию большие деньги. Но Вильямс не приняла их предложения. В то же время судьбой коллекции заинтересовались сотрудники Музея изящных искусств. К дочери Николая Баснина обратилась с письмом заведующая Музейным отделом Наркомпроса Н.И. Троцкая. Вскоре было принято решение передать художественную часть собрания в Гравюрный кабинет Музея изящных искусств. Поскольку речь идёт о многотысячном собрании (около 8000 листов) на выставке «Шедевры европейской графики из собрания В.Н. и Н.В. Басниных» оказалось возможным представить лишь небольшую часть коллекции. Отобранные листы составляют безусловную гордость каждой из представленных школ: голландской, фламандской, французской, немецкой, английской, итальянской и русской. Первоклассные листы, все – в большинстве случаев прекрасные сильные оттиски идеальной сохранности. Возникнув в Европе XIV века наиболее благодатную почву гравюра нашла именно в Германии. В немецком разделе выставки можно будет увидеть редчайший лист работы Мартина Шонгауэра Распятие с четырьмя ангелами. Композиции этого мастера восхищали Рафаэля, покорили Дюрера. Продолжая поиски Шонгауэра в выявлении графических возможностей резца, Альбрехт Дюрер разработал ещё более сложную систему штриховки, которая позволила ему строить композиции на тончайших тональных градациях. В чёрно-белых изображениях Дюрер с помощью всего лишь двух цветов добился передачи почти живописных эффектов и трёхмерности пространства. Благодаря Дюреру гравюры на меди, такие как Блудный сын, Немезида, три знаменитые «мастерские гравюры» Рыцарь, смерть и дьявол, а также Меланхолия стали рассматриваться в художественных кругах Германии и Италии как высочайшие произведения искусства. Раздел нидерландской, голландской и фламандской школ позволяет проследить историю развития гравюры от Возрождения до современных коллекционерам мастеров, освещая высшие точки в развитии этого вида искусства. Ранний XVI век в экспозиции иллюстрируют работы Луки Лейденского, современника Дюрера; работы знаменитых граверов-маньеристов – Эгидий Саделер и Хендрик Голциус; шедевры мастеров «рубенсовского круга», воспроизводивших в гравюре картины и рисунки «короля живописцев», – Корнелис Галле, Лукас Ворстерман, Пауль Понтиус и Схелте Болсверт. Ретроспектива офортистов голландской школы XVII века включает Рембрандта, Яна Ван де Велде, Корнелиса Висхера и др. К числу очень редких произведений Рембрандта, в частности, относится отпечаток офорта Пётр и Иоанн у врат храма на так называемой «японской бумаге». Известно, что Рембрандт в поздние годы делал весьма ограниченные тиражи офортов на бумаге восточного происхождения, такие оттиски представляют большую редкость. Подъём гравюры в Голландии и Бельгии во второй половине XIX века будет представлен работами Бартольда Йонгкинга, Йозефа Израэлса, Фелисьена Ропса. Во французском разделе экспонируются шедевры граверов Возрождения: Жана Миньона, Рене Буавена, Этьена Делона. Расцвет графического искусства во Франции XVII веке проиллюстрируют офортисты Жак Калло, Клод Лоррен, Роббер Нантейл, Жерар Эделинк, Антуан Массон, Жерар Одран. Работы членов семьи Древе, а также портретистов Франсуа Шеро и Симона Вале ярко представят XVIII век. Гордость экспозиции – листы Ватто, Буше и Фрагонара. Английская печатная графика – это пейзажные и жанровые композиции XVIII – XIX столетия, а также карикатура (Пол Сэндби, Джеймс Уистлер, Фрэнсис Сеймур Хейден, Уильям Хогарт, Джеймс Гиллрей, Томас Роулендсон). Отобранные для выставки произведения итальянских граверов хотя и не дают целостного представления об истории развития гравюры в Италии, но знакомят со многими её аспектами. Представлено творчество Маркантонио Раймонди, Баттисто Анджело Дель Моро, Федерико Бароччи, Джованни Баттисто Тьеполо и др. Раздел по русской школе не многочислен, однако весьма интересен. В частности, будут показаны рисунки И.Е. Репина, датирующиеся концом 1860-х – серединой 1900-х годов. Это наброски с изображением пейзажей, портретов, эскизами жанровых и исторических композиций. Среди них подготовительный этюд к картине Бурлаки на Волге и вариант иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Пророк». Выставка «Шедевры европейской графики из собрания В.Н. и Н.В. Басниных» – дань памяти двум выдающимся коллекционерам, а также просветительская инициатива, благодаря которой любители искусства смогут познакомиться с корпусом драгоценных графических листов, большинство из которых будут экспонироваться впервые. |