Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Архив новостей
Расширенная экспозиция работ Александры Лукашевкер13.04.2011 - 22.05.2011 Отдел личных коллекций
С 13 апреля по 22 мая в Отделе личных коллекций будет представлена расширенная экспозиция работ Александры Давыдовны Лукашевкер. В состав выставки вошли 135 произведений художницы: живопись, графика, а также "живопись нитью" - уникальные миниатюрные вышивки, которые по своей выразительности не уступают большим художественным полотнам. Экспозиция приурочена к выходу в свет книги «Александра Лукашевкер». Помимо многочисленных иллюстраций, издание включает в себя письма художницы, и воспоминания о ней друзей, почитателей, учеников.
Александра Лукашевкер 1925-1992 Текст: Юрий Герчук
«Александра Лукашевкер – художник уникального дарования, при жизни почитаемая узким кругом людей искушенных, известных художников и искусствоведов, таких как Борис Чернышов, Дмитрий Шаховской, Дмитрий Жилинский, Андрей Красулин, Тамара Шиловская, Татьяна Семенова-Айзенман, Гариф Басыров – спустя годы получившая широкое признание и постоянную экспозицию работ в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В наследии художницы главными оказались работы камерного масштаба и строя – живопись, преимущественно пейзажная, рисунки пером, наконец, очень своеобразные вышивки последних лет ее жизни. Она была, можно сказать, прирожденным и притом культурно воспитанным живописцем с тончайшим чувством цвета и конструктивным ощущением ритмически-пространственной целостности избираемого ею натурного мотива. Недаром любимым наставником еще с первых курсов училища оставался Павел Кузнецов. Александра Лукашевкер писала маслом, но поверхность ее этюдов оставалась по-фресковому легкой и светлой благодаря непринужденной свободе широкого мазка и очень осторожному использованию тяжелых, темных тонов, заменяемых серебристо-синими и лиловатыми. В ее рисунках – трепетная подвижность тонких, экономно ложащихся линий, их музыкальная вибрация, осторожная легкость прикосновений пера к бумаге – «как бы касание ими предмета, его деталей, передача их драгоценности» - поясняла художница. Наконец – вышивки, совершенная оригинальность которых состоит в том, что это для нее тоже сугубо живописная техника. Ее стежок свободно ложится на ткань подобно миниатюрному точному цветовому мазку. Со своим фоном и соседними стежками он находится преимущественно в колористических и лишь отчасти в фактурных отношениях. И потому ее крошечные вышитые пейзажи, миниатюрные головки, цветы, при всей их тонкой декоративности, отличаются чисто живописной целостностью колорита и пластики».
|