Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Архив новостей

Рембрандт Харменс ван Рейн - Христос перед народом. Офорт

Открытие выставки "Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых"

10.10.2012 - 13.01.2013

Отдел личных коллекций

9 октября 2012 года в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялось торжественное открытие выставки «Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых». Эта выставка продолжает цикл ГМИИ им. А.С. Пушкина «Портреты коллекционеров», в рамках которого музей знакомит публику с историей собирательства в России, а также с современными частными коллекциями.

 

На торжественной церемонии открытия выступили директор ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антонова, глава кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ, доктор искусствоведения, профессор И.И. Тучков, а также кураторы выставки ведущий научный сотрудник Отдела грфики ГМИИ Н.Ю. Маркова и старший научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ А.Ю. Чудецкая.

 

Новый проект, представленный в Отделе личных коллекций, посвящен собранию известного русского гравера и потомственного коллекционера Николая Семеновича Мосолова (1847 – 1914). Его коллекции, завещаные Румянцевскому музею, а впоследствии ставшие частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, создавались тремя поколениями семьи Мосоловых.

 

В своем имении Жерновка Тульской губернии Николай Семенович Мосолов-старший  (1775 – 1859) собрал небольшую, но редкую галерею картин. Главным разделом собрания была коллекция старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ. Некоторые картины вели происхождение из знаменитых королевских собраний. Так, семейная реликвия - «Спаситель» Джанпетрино – входил некогда в коллекцию английского короля Карла I, а «Возвращение с охоты» Ф. Ваувермана находилось в собрании королевы Христины Шведской. Живопись дополняли скульптура, гравюрное собрание, включавшее листы разных школ с предпочтением эстампов итальянца Маркантонио Раймонди, великолепная библиотека.

 

Коллекция Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну, Семену Николаевичу Мосолову (1812-1880), который явился истинным продолжателем дела отца. Наследуя семейную традицию, он стал не только коллекционером, но и живописцем и гравером-любителем. Несомненно, детство и отрочество, проведенные среди произведений искусства, воспитали вкус и художественное чутье. Вместе с тем, Семен Николаевич имел собственные пристрастия в искусстве. Первым приобретением Семена Николаевича стала коллекция офортов Рембрандта, которую он купил в 1853 году. С этих пор Рембрандт стал его «героем» на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности 367 офортов Рембрандта, а также эстампов художников его школы.

 

Более того, Семен Николаевич написал очерк о творчестве великого голландца, собрал обширный корпус гравированных репродукций с картин и рисунков Рембрандта, выполненных мастерами разных школ в XVIII – XIX веков, а также сам гравировал копии с офортов Рембрандта. Поэтому неслучайно на портрете, выполненном Людвигом Крибелем (1859), он предстает в берете и плаще «alla Rembrandt».

 

Семен Николаевич значительно расширил и живописную часть собрания отца. Это были картины из собрания его дяди Ф.С. Мосолова, среди которых знаменитая работа «Флейтист» А. ван Остаде, «Пастух с ослом» К. Дюжардена, «Автопортрет» М.В. Квадаля, марина К.Ж. Верне, а также произведений голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах. Причем решительный перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ. В таком увлечении «малыми голландцами» сказался индивидуальный вкус коллекционера. Вместе с тем, он разделял его со многими современниками, которые в середине XIX века в связи с развитием реалистического направления в искусстве были увлечены жанровой и пейзажной живописью мастеров Голландии XVII века.

 

Переезд в Москву из Тульской губернии, в приобретенную у наследников дяди, Ф.С.Мосолова, усадьбу на Лубянке, позволили С.Н.Мосолову поддерживать постоянное общение с другими коллекционерами, быть в курсе художественной жизни. Ближайшим помощником и единомышленником Семена Николаевича был сын, Николай Семенович-младший. Семен Николаевич помогал сыну в печатании офортов. Тот в свою очередь, нередко выполнял поручения отца во время поездок за границу по собственным делам, особенно в последние годы жизни С.Н. Мосолова.

 

Следуя семейной традиции, Николай Семенович Мосолов (1847-1914) продолжил пополнять коллекцию. Коллекционерским пристрастием Николая Семеновича-младшего становится только голландская и фламандская школы. Он ограничивает свой выбор произведениями нидерландских художников. Такая «узкая специализация» на одной европейской школе графики была необычным явлением для того времени. Выбор Мосолова определил мощный задел в виде выдающейся коллекции офортов Рембрандта и других голландских офортистов, созданной его отцом.

 

На выставке представлено 50 офортов Рембрандта из собрания Мосоловых. Это такие работы мастера, как «Христос, окруженный больными (Лист в сто гульденов)» (1643 - 1649), «Христос перед народом» (1653 - 55); «Три креста (Христос, распятый между двумя разбойниками) (1653), пейзажи «Три дерева» (1643) и «Мостик Сикса» (1645), а также оттиски 1 состояния на японской бумаге - «Св. Иероним под обрубленной ивой» (1648), «Христос в Эммаусе» (1654), «Христос и самарянка» (1657 - 1658) и другие. Представлен на выставке офорт «Портрет Старого Харинга» (ок. 1655) - «оттиск бархатнаго тона, чрезвычайно редкий экземпляр со многими зазубринами», как писал Николай Семенович, особенно дороживший этим приобретением. На одной из фотографий, также представленных на выставке, он запечатлен именно с этим листом в руках.

 

Кроме того, на выставке экспонируется более 100 офортов и рисунков голландских мастеров XVII века, определивших расцвет «золотого века» голландского искусства: Адриана ван Остаде, Корнелиса Беги, Хендрика Аверкампа, Яна Ливенса, Яна ван Гойена, Якоба ван Рейсдала, Николаса Берхема, Карела Дюжардена, Алларта ван Эвердингена, Лудольфа Бакхейзена из собрания Мосоловых.

 

Среди художников «школы Рембрандта» Николай Семенович Мосолов особенно выделял Яна Ливенса (1607-1674). Близость этого художника к Рембрандту, взаимные влияния, прослеживающиеся в их раннем творчестве, когда они делили в Лейдене одну мастерскую и работали с одними моделями, споры вокруг авторства ряда работ – все это, помимо собственно художественного качества офортов Ливенса, привлекало внимание многих коллекционеров к этому художнику.

 

Графическое искусство Адриана ван Остаде (1610 -1680) представлено в коллекции Мосоловых также достаточно полно и многообразно ( 210 листов). На протяжении XVIII-XIX вв. Остаде был самым популярным голландским художником у коллекционеров графики после великого Рембрандта. Ведущий мастер крестьянского жанра в живописи, Остаде и в офорте придерживался той же тематики. Героями его эстампов становились крестьяне, пляшущие или мирно беседующие в кабачке, сценки на деревенской улочке, крестьянская семья, молящаяся перед обедом, уличный музыкант, башмачник. Однако эти «низкие жанры» переданы в офортах редкой тонкости и красоты. К прекрасным образцам тонко градуированного чистого офорта относятся работы «Гумно», «Пряха», представленные на выставке.

 

Каждый офорт в коллекции Мосоловых представлен в нескольких состояниях и нередко в разных вариантах печати, позволяющих проследить всю эволюцию от первого оттиска до последнего, и оценить развитие замысла и прелесть ранних отпечатков. Один из прекрасных примеров дает подборка отпечатков офорта «Харлемские риторы» Остаде. Оттиск первого состояния передает законченную композицию: видная в окне группа крестьян слушает «ораторшу», читающую с листа при свете свечи; эффект «ночной сцены» передан градациями теней вплоть до самых глубоких, где густая перекрестная штриховка сливается в пятно. Видимо, такой вариант не удовлетворил художника, т.к. с этого отпечатка он сделал оттиск в обратную сторону: так называемый контр-эпрёв (countre – epreuve), прокатав под прессом вместо доски сам отпечаток, для того, чтобы иметь перед глазами для последующей работы композицию в том же виде, что и на доске (изображение в гравюре по отношению к доске всегда получается в зеркальном отражении). Заполнив несколько пустоватый верх листа изображением вьющейся ветки дикого винограда, подвешенного кувшина и ложки, усилив тени и, тем придав большую рельефность фигурам, сделав их более объемными, а игру бликов на лицах контрастнее, мастер счел работу законченной, готовой для печати тиража и поставил внизу подпись: A. v. Ostade fecit et excud. («А. ван Остаде исполнил и издал»).

 

Н. С. Мосолов, вслед за отцом, составлял каталоги своего собрания, что позволяет видеть, как менялась и росла коллекция. Мощным инструментом в научных занятиях была прекрасная библиотека, включавшая издания по общей истории искусства, справочники по гравюре, журналы по искусству, каталоги аукционов - общим числом около 2000 томов.

 

Помимо голландской графики XVII столетия Николай Семенович коллекционировал офорты художников XIX века, не пропустив ни одного яркого явления оригинальной графики – от романтика Э.Делакруа до голландского импрессиониста И.Б. Йонгкинда. Особенно он выделял произведения Ж.Ф.Милле, К. Коро, Ш. Добиньи и других барбизонцев. Он составил небольшую, но отборную коллекцию бронзовых кабинетных скульптур, включающую произведения выдающихся скульпторов А.Л. Бари, Ф. Штука и К. Менье. Не остался он в стороне и от модных поветрий эпохи модерна – увлечения японским искусством. Но в отличие от большинства коллекционеров, собиравших японскую гравюру, Мосолова привлекла миниатюрная скульптура из кости – нэцкэ. Все эти разделы также представлены на выставке.

 

Кроме графики голландских мастеров, на выставке представлены гравюры, созданные Николаем Семеновичем Мосоловым во второй половине XIX века. Как гравер Николай Семенович Мосолов принадлежит к числу наиболее значительных представителей традиции репродукционной гравюры, работавших в России во второй половине XIX века. Положение Мосолова-гравера в истории русского искусства во многом уникально. С одной стороны, он практически не имел конкурентов внутри страны, так как был единственным, кто в этот период последовательно занимался репродуцированием произведений старых голландских и фламандских мастеров. С другой, художественная деятельность Мосолова чрезвычайно органично вписывалась в европейский контекст, так как полностью отвечала характерному для Европы того времени интересу к искусству прошлого, стремлению к его изучению и популяризации.

 

После Октябрьской революции, в 20-е годы XX века, работы зарубежных мастеров из собрания Мосоловых, переданного в Румянцевском музее, были перемещены в Государственный Музей изящных искусств (ныне - ГМИИ имени А.С.Пушкина), немногочисленные работы русских художников, в том числе семейные портреты - в Третьяковскую галерею, коллекция нэцкэ (167 произведений) – в Музей Востока. На настоящей выставке вновь воссоединились произведения искусства, некогда составлявшие гордость коллекции, собранной в XIX веке тремя поколениями семьи Мосоловых.

 

Выставка «Под знаком Рембрандта» - великолепная возможность познакомиться с лучшими произведениями этого уникального собрания, а через них с семьей Мосоловых, одной из известнейших и старейших династий российских коллекционеров.

Сайты Музея