|
04.07.2013 - 13.10.2013 Отдел личных коллекций Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку работ выдающегося российского скульптора Лазаря Гадаева, приуроченная к 75-летию со дня рождения художника.
Лазарь Тазеевич Гадаев (1938-2008) – один из самых ярких и самобытных российских скульпторов конца XX – начала XXI веков. После окончания художественно-графического факультета Северо-Осетинского педагогического училища (1956–1960), Л.Т. Гадаев окончил Московский художественный институт им. В.И.Сурикова (1966), где учился на факультете скульптуры у М.Г. Манизера и Д. Д. Жилинского. В год окончания института был принят в Союз художников СССР и начал вести активную выставочную деятельность: Владикавказ и Будапешт, Ереван и Москва. Его произведения представляют собой редкий в современном изобразительном искусстве сплав традиций: народной пластики Осетии, средневековой христианской и европейской скульптуры XIX–ХХ веков. Самобытное видение мира художника органично соединилось с принципами московской школы скульптуры XX века.
Слово «искурдиада», вынесенное в название выставки, на дигорском диалекте осетинского языка означает «мольба». Это слово было значимо для скульптора. Именно так названа книга рассказов и стихотворений в прозе Лазаря Гадаева. Само звучание этого слова воплощает прикосновение к истоку поэтически неразделенного восприятия мира во всей его бытийной глубине. В начале 90-х годов мастер обращается к евангельской теме. Им были созданы работы: «Молящийся Христос» и «Мольба» (1991), «Сёстры» и «Воскрешение Лазаря» (1993); «Тайная вечеря» (1996), «Рождество» и «Бегство в Египет» (2002). В этих произведениях, лишенных внешних эффектов, художник воплотил понимание соразмерности наблюдаемой реальности христианскому мироощущению. Известно, что над столом Л. Гадаева висела тюремная фотография Осипа Эмильевича Мандельштама и открытка с мозаикой «Тайной вечери» из базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне.
Сейчас, когда мы можем в ретроспективе проследить логику творческой эволюции мастера, совершенно неординарное для отечественной художественной жизни событие осознается как закономерное: в 2003 году московский скульптор Лазарь Гадаев получил заказ на цикл рельефов, посвященных Крестному пути Иисуса Христа от Института Святого Франциска Ксаверия. Этот католический святой был одним из основателей общества иезуитов. Существующее более 200 лет Братство Ксаверия, или Конгрегация св. Франциска, спонсирует многие школы и институты по всему миру. Один из этих институтов, расположенный в местечке Лорето (США), планировал воздвигнуть комплекс сооружений, связанных с созданием виртуального Иерусалима. Крестный путь, Via Crucis, Via Dolorosa, дорога скорби – путь Иисуса Христа от Гефсиманского сада до Голгофы. Тысячи паломников проходят этот путь в Иерусалиме. Вдоль дорог к почитаемым храмам устанавливаются скульптурные или живописные изображения Стояний Крестного пути. В 2004 году Лазарь Гадаев приступил к работе над циклом из 14 рельефов, обозначающих Остановки, или Стояния Крестного пути
Сохранилось несколько десятков рисунков, показывающих, какую интенсивную работу вел Лазарь Гадаев, «нащупывая» пластическую формулу для каждого из сюжетов. В результате получилось 14 четко читаемых композиций, причем принцип компоновки ни разу не был повторен. Следующим этапом стало воплощение этих «энергетических узлов» в материале – глине, пластилине. Небольшого формата плакетки разного размера были отлиты в бронзе, и только потом скульптор приступил к созданию рельефов большого формата. Так родились две серии рельефов, малая и большая. Малая – более лаконичная, экспрессивная, острая. В ней чувствуется обаяние только что схваченного движения. Каждая композиция – «Суд Пилата» (Осуждение»), «Встреча с женами иерусалимскими», «Встреча с матерью» и другие - имеет свою ритмическую структуру. Большие рельефы (их размер около метра по одной из сторон) – более сдержаны, более закончены. На смену экспрессивности - лирически-сдержанная тональность. Однако глубина трагедии не снижается. Особенностью данного рельефного цикла является бросающееся в глаза различие авторского почерка. Словно для каждой композиции был найден свой изобразительный код. Так, «Положение во гроб» с чеканно, четко обрисованными объемно-выпуклыми фигурами контрастирует с плавными, как будто вдавленными линиями «Снятия с креста».
Всего на выставке будет представлено 38 произведений мастера, среди которых скульптурные композиции двух последних десятилетий, а также 8 малых и 13 больших рельефов из серии «Крестный путь», в которых во всей полноте раскрывается глубочайший смысл слова «искурдиада», столь важного не только для скульптора, но и для всех нас. |