Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Архив новостей
Новые данные о портрете А.С. Пушкина (Миниатюра) из коллекции И.С. Зильберштейна01.03.2019 Отдел личных коллекций Миниатюра происходит из собрания инициатора и основателя Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, известного ученого-литературоведа, искусствоведа и общественного деятеля – И.С. Зильберштейна. Произведение характеризует одну из главных сторон научно-художественных и коллекционерских пристрастий И.С. Зильберштейна – интерес к культуре и искусству пушкинской поры. История жизни и творчества А.С. Пушкина, его портреты, исполненные в разных техниках, изображения его друзей, литературного и светского окружения – все было тесно связано с исследовательской и коллекционерской деятельностью И.С. Зильберштейна. И.С. Зильберштейн был автором многочисленных публикаций по этой теме в многотомном издании Литературное наследство ([Александр Пушкин.]. № 16-18, М., 1934, и др.), в брошюрах, изданных к 100-летию со дня гибели поэта – Пушкин и его друзья (М., 1937), Пушкин и его литературное окружение (М., 1938) и др. Миниатюра была приобретена И.С. Зильберштейном в Лавке писателей в Ленинграде в 1930-е годы. Но в публикациях Зильберштейна 1937 года не удалось обнаружить воспроизведения или описания этого портрета. Можно предположить, что приобретение миниатюры произошло уже после пушкинских торжеств 1937 года, поэтому она не вошла ни в одно из опубликованных к юбилею исследований. Однако и в публикациях Зильберштейна более позднего времени ее также не удалось выявить. Миниатюра не подписана и не датирована. Известно, что Илья Самойлович всегда глубоко и всесторонне исследовал любое новое произведение, попавшее в его коллекцию, прежде чем ввести его в научный оборот. Как правило, его изыскания завершались определением (или предположением) авторства и датировки, освещением различных интересных обстоятельств, сопровождавших бытование произведения. Отсутствие на данный момент каких-либо сведений, вероятно, может свидетельствовать о том, что изучение не было проведено до конца. Материалы из архива И.С. Зильберштейна, по сведениям вдовы ученого Н.Б. Волковой, к сожалению, также не проливают свет на эту ситуацию. Краткое описание миниатюры как работа неизвестного художника с датировкой «1830-е годы» было опубликовано в каталоге коллекции И.С. Зильберштейна, изданного ГМИИ в 1993 году уже после кончины ученого. В тексте описания было указано, что миниатюра является копией известного портрета О.А. Кипренского из собрания ГТГ. Однако, при внимательном рассмотрении становится очевидным, что различий больше, чем сходства. В своей основе изображение действительно восходит к композиции классического портрета А.С. Пушкина, созданного в 1927 году по заказу ближайшего друга поэта, А.А. Дельвига, и принадлежащего кисти «первого романтика» в русском искусстве О.А. Кипренского. Портрет отличает уравновешенное гармоничное композиционное решение – «“пустынное”» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема», тщательная нюансировка деталей и тончайшая психологическая разработка. Неизвестный мастер, создавший миниатюру, достаточно точно передал позу поэта, характерно сложенные на уровне груди руки, поворот корпуса и головы, общий характер и детали элегантного строгого костюма (сюртук, атласный галстук), однако изменил овал лица, мимику, придал более аккуратные очертания «обильным кудрям волос» (И.А. Гончаров) и изменил пропорции фигуры, сделав их более изящными и вытянутыми – что в целом отразилось на возрастной и психологической характеристике изображенного. Автор миниатюры трансформировал некоторые композиционные приемы и цветовое решение Кипренского, тем самым существенно отступив от оригинала. Художник изменил важную деталь костюма – вместо перекинутой через плечо накидки в красно-зеленую шотландскую клетку, отсылающей нас к увлечению Пушкина романтизмом и личностью Байрона, – он изображает серый палантин со светлыми полосами. Миниатюрист не последовал характеру трактовки фона оригинала и не изобразил статую Музы с лирой – этот важный атрибут художественной системы классицизма, символизирующий поэтическое творчество; автор написал фон однородным серым цветом, без полутонов, и не сумел передать световоздушной среды и объема. Кроме того, художник отошел от благородного золотисто-коричневого колорита портрета Кипренского, отдав предпочтение серебристой серо-черной гамме. Миниатюра не передает психологической сложности и глубины, свойственной полотну Кипренского: ни торжественности молчания, ни внутренней сосредоточенности и собранности, сочетающихся с «налетом тревожности», напряженностью и, по словам Ф.Н. Глинки, «некоторой пасмурностью» выражения лица поэта. Что касается экзотики пушкинской внешности, то пушкинисты старой школы даже портрет Кипренского считали «недостаточно передающим характерные черты “африканской породы”» (С.Ф. Либрович), унаследованные поэтом от прадеда Ганнибала, а в миниатюре это сходство еще менее выражено. Однако, при всех отступлениях от оригинала Кипренского миниатюру отличает лиричность и камерность, просветленность палитры, характерная для техники акварели на кости. Мастер дает «непарадное» решение образа, пытается передать романтическую одухотворенность и юношескую восторженность, отмеченную ясностью и живостью проницательного взора, больше свойственных «веселому» Пушкину. Говоря о существующих прижизненных изображениях, которые имеют сходные черты с миниатюрой из ГМИИ, можно упомянуть резцовую гравюру Н.И. Уткина, исполненную в 1828 году с упоминаемой картины Кипренского, акварель П.Ф. Соколова, созданную в 1836 году, за год до гибели поэта, гравюру пунктиром Т. Райта 1837 года. Совершенно очевидно, что миниатюра требует серьезного исследования. На сегодняшний момент мы находимся только в области предположений, т.к. сталкиваемся в большой мере с вопросами, которые пока остаются без ответа. Кроме не проясненных до конца вопросов авторства и датировки, нам также неизвестны провенанс и владельцы этого ценного мемориального документа эпохи. По всей видимости, миниатюра принадлежала человеку, для которого имя Пушкина и память о поэте были священны. Миниатюра оформлена в кожаное паспарту и кожаный футляр с золотым тиснением, имеющий четыре клапана, плотно закрывающих изображение, что позволяло надежно хранить ее от разрушающего света, свободно перемещаться с ней в путешествии и всегда иметь возможность видеть дорогой образ в кабинете или в дороге. Этот уникальный памятник культуры, по нашим сведениям, никогда не покидавший стен коллекции И.С. Зильберштейна, а затем Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, в настоящее время находится на выставке Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! в Гос. музее А.С. Пушкина. Выставка продлится до 19 мая.
А.Г. Луканова, зам. зав. Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина |