Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина | Архив новостей

Вечер, посвященный творческому наследию художников Г. Ечеистова, С. Маркина и А. Чиркова

03.04.2019

Отдел личных коллекций

3 апреля 2019 года в залах Отдела Личных Коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках программы «Плеяда» прошло мероприятие, посвященное хранителям семейных наследий трех художников: Георгия Александровича Ечеистова (1897-1946), Сергея Ивановича Маркина (1903-1942), Антона Николаевича Чиркова (1902-1946).

Эти художники, ученики ВХУТЕМАСа, ярко проявили свой талант в 1920 – 1930-х годах. Важным объединяющим фактором этих стилистически разных мастеров стала отстраненность их творчества от нарочито-бодрого официального духа, присутствие у них обнаженной, личностной, искренней интонации.

Обратившись к творческому наследию Г.А. Ечеистова, С.И. Маркина и А.Н. Чиркова в этот вечер наследники-хранители семейных коллекций продемонстрировали свои собрания широкой публике, рассказали о художниках и их судьбах.

Вечер открыл архивный фильм, в котором искусствоведы Анатолий Михайлович Кантор и Юрий Яковлевич Герчук говорили о поколении художников «Плеяды». Запись этой беседы проходила более 20 лет назад, но мысли, высказанные тогда, по-прежнему актуальны.

Презентацию о жизни и творчестве театрального художника, пейзажиста и портретиста Сергея Ивановича Маркина (1903—1942[4]) сделал наследник художника Иван Второв.

Он с благодарностью говорил о вкладе исследователя Ольги Ройтенберг в освещение творчества художников 1930-х годов. Он подробно рассказал о семье художника и о его жизни, печально оборвавшейся в годы Великой Отечественной войны. Особенности формирования живописного стиля С.И. Маркина раскрыл художник, искусствовед и доцент кафедры рисунка МАРХИ Евгений Богатов.

Многогранную деятельность художника, иллюстратора и поэта Георгия Александровича Ечеистова (1897—1946) представила дочь художника Мария Ечеистова. Она уделила внимание каждому из жанров в творчестве Ечеистова – детской книге, акварелям, портретам и т.д. Главным тезисом рассказа стало определение Ечеистова как романтика, стремившегося «развивать в массах чувство чистой красоты».

Творческое наследие Антона Николаевича Чиркова (1902—1946[7]) осветила в презентации Елена Чиркова, внучка художника. Она рассказала о ключевых работах мастера и драматических событиях его жизни. Описывая творческую биографию своего деда, она уделила особое внимание учебе художника в мастерской Ильи Машкова, в частности работе над жанром натюрморта. Подробно анализируя произведения Чиркова разных лет, она раскрывала пути духовных поисков художника. Она отметила постоянный интерес Чиркова к творчеству П. Рубенса, а также уделила внимание докладу художника о копировании портретов. Чирков подробно изучал портретные изображения, и потом воплощал образ человека «будто с натуры».

Мероприятие прошло в атмосфере глубокого погружения в художественную жизнь 1920-40х гг. На вечере было привлечено внимание к проблеме включения опыта художников этой эпохи в контекст современной культурной жизни.

Сайты Музея