Последние новости и события | Архив новостей | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Страницы истории ВХУТЕМАСа»: Г.С. Павильонов и К.В. Эдельштейн23.12.2021 Отдел личных коллекций Выпускники ВХУТЕМАСа Г.С. Павильонов и К.В. Эдельштейн принадлежат поколению художников «Плеяды» 1920-30-х годов. Оба мастера учились во ВХУТЕМАСе у известных мастеров Л.А. Бруни, К.Н. Истомина, П.В. Кузнецова и В.А. Фаворского. Творческие достижения молодых художников напрямую связаны с взглядами учителей, прививших им любовь к французскому искусству. На предстоящем вечере будет предоставлена возможность посмотреть уникальные видеоматериалы, посвященные Г.С. Павильонову и К.В. Эдельштейну, воспоминаниям об их жизни и художественной деятельности. Екатерина Константиновна Чупрова, внучка К.В. Эдельштейна и внучатая племянница Г.С. Павильонова, расскажет о героях вечера, что позволит окунуться в творческую среду того времени, в процесс создании их живописных и графических произведений. Г.С. Павильонов прожил короткую, но яркую жизнь. Его творческий путь тесно связан с ВХУТЕМАСом, а художественное дарование было замечено многими преподавателями. Он участвовал в выставках и, наряду с другими студентами, помогал В.Е. Татлину в изготовлении летательного аппарата – орнитоптера «Летатлин» в 1929-1932 годах. Помимо воплощения монументальных композиций, в 1930-х годах Павильонов участвовал в оформлении театральных постановок, а также работал в качестве иллюстратора детской литературы. Примечательно, что исследователь «Плеяды» О.О. Ройтенберг назвала Павильонова «Гордостью мастерской П.В. Кузнецова» – эти слова характеризуют стилистические особенности творчества молодого талантливого мастера, скоропостижно скончавшегося в 1937 году. К.В. Эдельштейн, в отличие от рано ушедшего Г.С. Павильонова, представляет собой связующее звено между мастерами довоенного периода и художниками-шестидесятниками. Как точно подмечает искусствовед Е.В. Грибоносова-Гребнева, Эдельштейн принадлежал «к поколению вхутемасовской “плеяды”», был близок «модернистскому кругу живописно-графических идей», имел «пластическое мышление монументалиста» и сознательно дистанцировался от «соцреалистического салона». По словам заведующей отделом живописи первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи Т.А. Ермаковой «В его [Эдельштейна] лице осуществлялась связь времен, преемственность первого поколения профессиональных художников-монументалистов, воспитанных ВХУТЕМАСом, с поколением художников шестидесятых». Это говорит об особой роли Эдельштейна в художественном контексте советской эпохи. Будучи разносторонней творческой личностью, Эдельштейн проявил себя не только как художник и график, но и как переводчик поэзии Ш. Бодлера, Ф. Вийона, П. Элюара, прозы А. Сент-Экзюпери и А. Камю. Более того, Эдельштейн был теоретиком, оставившим после себя многочисленные дневники, посвященные творчеству различных художников и общим вопросам культуры и искусства. |