Последние новости и события | Архив новостей | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Улей», Париж - ВХУТЕМАС, Москва… Александр и Лидия Жолткевич

27.04.2023

Отдел личных коллекций

Клуб коллекционеров и наследников художников при Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает программу «Плеяда». Вечер, посвященный жизни и творчеству скульптора Александра Ферапонтовича Жолткевича (1872-1943) и его дочери художницы Лидии Александровны Жолткевич (1900 [1901]-1991) пройдет 27 апреля в 18.00 в аудитории Отдела личных коллекций.

Имена этих мастеров почти не известны специалистам и публике, а между тем яркие дарования отца и дочери Жолткевич и их удивительная судьба заслуживают пристального внимания.

Знаменитый парижский «Улей» 1910-х годов и московский ВХУТЕМАС – вот главные вехи, определившие творческое мировоззрение Александра Ферапонтовича и Лидии Александровны.

А.Ф. Жолткевич в юности активно участвовал в революционной деятельности, в 1895 году был арестован и после тюремного заключения приговорен к ссылке в Восточную Сибирь. В Иркутске встретил свою будущую жену Анну Исааковну Крючкович, в 1900 году у них родилась дочь Лидия. В 1908 году семья Жолткевич эмигрировала во Францию.

В Париже А.Ф. Жолткевич увлекся скульптурой. В 1909-1910 годах учился первоначально в Академии Коларосси, затем в Академии де ла Гранд Шомьер у Э.А. Бурделя. Став личным помощником знаменитого французского мастера, Жолткевич участвовал в работах по увеличению его известной скульптуры «Геракл-лучник» (1909). С 1910 года, почувствовав необходимость утверждения собственного творческого пути, прекратил обучение и стал работать самостоятельно. Семья поселилась в знаменитом «Улье», где жили и работали художники Парижской школы – А.К. Модильяни, Ж.Ф.А. Леже, Х.С. Сутин, М.З. Шагал, Д.П. Штеренберг и другие. В период между 1909 и 1917 годами А.Ф. Жолткевич создал в гипсе, мраморе и бронзе множество декоративно-монументальных композиций, отличающихся емким образным содержанием и напряженным пластическим решением, тяготеющим к формам модерна.

Он экспонировал свои произведения на выставках «Осеннего салона» (1911, 1913), Салона Независимых (1911-1913), Национального общества изобразительных искусств (1912, 1914), Ассоциации французских художников (1914), а также на выставке Общества друзей искусств (1914), где его работы были отмечены серебряной медалью. Скульпторы мастера, в том числе купленные прямо на выставках, пополнили частные собрания во Франции, Америке, Англии.

Лидия Александровна, выросшая в насыщенной творческой атмосфере Парижа, с ранних лет проявляла художественное дарование. Ее детские рисунки неоднократно экспонировались, в том числе в детском разделе совместной выставки французских и русских художников в Париже в 1914 году, среди участников которой - А. Матисс, Э.А. Бурдель, Ж. Брак, М.З. Шагал, О.С. Мещанинов, Ж. Липшиц, А.П. Архипенко, Х. Орлова.

В 1915-1917 годах она училась в тех же художественных академиях, что и отец.

В 1917 году после Февральской революции и объявления амнистии, оставив в мастерской «Улья» все работы, А.Ф. Жолткевич с семьей возвратился в Россию. Ухудшение здоровья Александра Ферапонтовича вынудило семью переехать в Крым, где отец и дочь приняли активное участие в деятельности художественного сообщества. Александр Ферапонтович участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (1919), организованной основателем журнала «Аполлон» С.К. Маковским, а Лидия Александровна представляла свои работы на выставках Художественного общества Южного берега Крыма, где сблизилась с другими молодыми мастерами – М.В. Ломакиной, Е.П. Гертик, О.Г. Морозовой-Сомовой, Н.Л. Калмыковым.

В 1921 году по вызову А.В. Луначарского семья переехала в Москву, где А.Ф. Жолткевич был назначен на ответственные должности в Наркомпросе РСФСР. В 1925-1926 годах он вел курс скульптуры во ВХУТЕМАСе. Обременительная административная работа и стремительное ухудшение здоровья привели к тому, что в период середины 1920-х – конца 1930-х годов им было создано лишь несколько тематических композиций и бюстов, основная часть которых не сохранилась.

В 1925 году скульптор О. Мещанинов привез из Парижа в Москву 15 работ А.Ф. Жолткевича, в том числе экспонировавшихся на парижских выставках. Эти работы, малая часть которых в настоящее время представлена в ГТГ и ГМИ РК им. И.В. Савицкого в Нукусе, составляют сохранившееся творческое наследие скульптора и позволяют оценить масштаб его дарования. Участь остальных работ, оставленных в «Улье», неизвестна.

Лидия Александровна Жолткевич в 1921 году поступила на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа на отделение ксилографии. Ее преподавателями были В.А. Фаворский, П.А. Флоренский, Н.Н. Купреянов, И.И. Нивинский, А.М. Родченко, Л.С. Попова, П.В. Митурич, Л.А. Бруни.

Обучение у В.А. Фаворского (1921 – 1930) помогло художнице воспитать в себе не терпящее компромиссов стремление к точной передаче своих переживаний, своего ощущения, восприятия натуры, что позже она выразила емкой формулировкой: «Точность — это сдерживаемое волнение».

Уже в годы обучения Л.А. Жолткевич начала работать в области книжной графики: с 1924 года работала над детскими книжками, в 1930-х годах иллюстрировала книги по заказам издательств «Молодая гвардия», «Academia», «Федерация».

В 1925 году Лидия Александровна вышла замуж за однокурсника, художника Г.А. Ечеистова. Ечеистов, в начале 1920-х годов являвшийся ярким представителем «русского авангарда» в искусстве», под влиянием В.А. Фаворского стал известен как тонкий иллюстратор книг в технике ксилографии, акварелист, автор детских книжек. В соавторстве с мужем Л.А. Жолткевич выполнила ряд совместных оформительских проектов.

1930-е годы – период наиболее активной творческой жизни художницы. Ее станковые графические серии, выполненные по результатам творческих поездок в еврейские крымские колхозы «Войо Нова» и «Икор», на Каспийские рыбные промыслы отличаются своеобразием пластического и цветового решения. Творчество в области монументально-декоративного искусства включает участие в оформлении павильонов СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже (эскизы панно в технике шелковой аппликации для отдела Наркомпищепрома) и 1939 года в Нью-Йорке (эскизы витражей). Художница занималась станковой живописью, проектами в области стекла и плаката, художественно-оформительскими работами, участвовала во многочисленных отечественных выставках и выставках советской графики за рубежом. 

В годы Великой Отечественной войны во время эвакуации в г. Чебоксары Л.А. Жолткевич работала в военных госпиталях, где читала раненым лекции по искусству, делала зарисовки, разработала эскизы монументального панно на тему работы врачей в военном госпитале.

Произведения Л.А. Жолткевич не вписывались в официальные рамки советского искусства, а сама художница, обладая бескомпромиссным характером, не терпела приспособленчества. Начиная с конца 1930-х годов у нее практически не было заказов. Скрытое противостояние эпохе выразилось в сосредоточении на станковой камерной графике. В 1950-1970-х годах в своей комнате, наполненной скульптурами отца, она устраивает рисовальные вечера, на которых работают ее друзья В.Н. Вакидин, В.С. Чернецов, Д.Е. Гуревич и другие, позже - В.И. Ильющенко, В.И. Колтунов, М.Ф. Яхилевич. В созданных ею в этот период графических сериях, главным мотивом которых является изображение человека в интерьере и отражение модели и интерьера в зеркале, читается напряженная работа по изучению цветового и предметно-пространственного взаимодействия.

«Трагический оптимизм» - эта формулировка Лидии Александровны определяет ее творчество.

На предстоящем вечере выступит наследница династии Жолткевич-Ечеистовых Мария Александровна Ечеистова с рассказом о судьбе и творчестве А.Ф. Жолткевича и Л.А. Жолткевич, и о той художественной среде, в которой они жили. К выступлениям приглашены также искусствоведы, специализирующиеся на творчестве отечественных мастеров 1920-1930-х годов.

Сайты Музея