Последние новости и события | Архив новостей | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина

Юрий Николаевич Ларин (1936–2014). Живопись предельных состояний

01.06.2023

Отдел личных коллекций

Клуб коллекционеров и наследников художников при Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает программу «Плеяда». Вечер, посвященный жизни и творчеству художника Юрия Николаевича Ларина (1936–2014), пройдет 1 июня в 18.00 в аудитории Отдела личных коллекций.

В рамках клубной встречи будет представлена книга Дмитрия Смолева «Юрий Ларин. Живопись предельных состояний», выпущенная издательством «Новое литературное обозрение» в 2023 году.

Номинально, по возрасту, Ларина можно было бы отнести к поколению художников-шестидесятников, но фактически начало его самостоятельной творческой работы пришлось уже на 1970-е годы. Такая «заминка на старте» объясняется в первую очередь обстоятельствами его биографии.

Сын опальных родителей (его отец, Николай Бухарин, был арестован и казнен в 1938 году, а мать, Анна Ларина, отправилась в сибирские лагеря), мальчик Юра почти младенцем был взят на воспитание родственниками Лариной. Впоследствии он носил фамилию Гусман и долго не догадывался о своем происхождении. А с арестом приемных родителей угодил в детский дом в Сталинградской области, там закончил среднюю школу и поступил в институт учиться на гидроинженера – сначала в Краснодаре, потом в Новочеркасске. Лишь в 1956 году, после встречи с родной матерью, Юрий узнал об истинном положении дел.  

С малых лет он испытывал тягу к изобразительному искусству, но, только оказавшись в Москве в начале 1960-х, смог начать им заниматься всерьез. В 1970 Юрий Борисович Ларин (фамилию матери он взял еще в конце 1950-х, а вот отчество «Николаевич» вписал в паспорт лишь после реабилитации отца в 1988 году) закончил Строгановское училище и был принят преподавателем рисунка в Московское художественное училище памяти 1905 года, где проработал полтора десятилетия. Именно этот период оказался решающим для его становления и развития в качестве живописца и графика.

«Живопись предельных состояний» – собственная формулировка художника, обозначающая его творческий метод.  «Я заметил, что происходящая у меня на холсте или на бумаге борьба с натурой не была самоцелью, а была борьбой за музыкальное (цветопластическое) состояние», – писал он в письме к своему знакомцу, итальянскому слависту Витторио Страде, имея в виду свои искания 1970-х. И продолжал там же: «Просмотрев еще раз свои работы, я понял, что хорошие из них те, где состояние борьбы с изобразительностью за музыкальность достигло своего предела, а дальнейшее продолжение этой борьбы привело бы к полной потере изобразительности, а значит, к утрате одного из двух своих начал. То есть я считаю работу завершенной тогда, когда достигнуто предельное состояние при переходе изобразительного начала в музыкальное».

Эта «концепция хорошей работы», как выражался Юрий Николаевич, с годами несколько менялась, корректировалась, наполнялась различными содержаниями, но по сути всегда оставалась прежней. Она применима и к пейзажам – главному жанру Юрия Ларина на протяжении десятилетий, – и к портретам, и к натюрмортам. Расширять этот диапазон художник не стремился: в нем он мог выразить все, что считал самым важным и интересным в искусстве.   

В предстоящем вечере примут участие Ольга Максакова – жена Юрия Ларина; Дмитрий Смолев – автор биографической книги о нем; искусствовед, заведующий Отделом графики ГМИИ им. А.С Пушкина Олег Антонов; художники Надежда Крестинина и Андрей Волков.

Сайты Музея