Последние новости и события | Архив новостей | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина

К 100-летнему юбилею Дмитрия Михайловича Краснопевцева (1925-1995)

08.06.2025

Отдел личных коллекций

8 июня 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного художника Дмитрия Краснопевцева. Исследователи считают его одной из ключевых фигур советского неофициального искусства второй половины XX века.  Его произведения отличаются метафизической глубиной, лаконичностью форм и особым вниманием к предметному миру. 

Дмитрий Краснопевцев родился в Москве и провел детские годы в центре столицы, на улице Остоженка. Несколько поколений семьи Краснопевцевых жили вместе. Дед Дмитрия Михайловича был учителем и страстным коллекционером камней, раковин, медалей, старинных вещей. Детство художника прошло среди любовно хранимых дедом предметов, впоследствии он пополнял доставшееся ему по наследству собрание редкостей и сам стал увлеченным коллекционером. Уже в возрасте четырех лет Краснопевцев начал рисовать. На него оказало сильное влияние место, где он родился — в детстве он часто гулял по переулкам живописной старой Москвы, посещал находящиеся неподалеку музеи: Музей изящных искусств, Музей нового западного искусства (ГМНЗИ), Третьяковскую галерею.

Краснопевцев ходил как в общеобразовательную школу, так и в районную художественную, где его учили писать акварельные пейзажи и натюрморты. С масляной живописью он познакомился в школьном художественном кружке «для хорошо рисующих». В своих воспоминаниях об этом времени он напишет: «Школа своим чередом, футбол, драки, книги, обмены. Череп, найденный на месте снесенной церкви напротив Зачатьевского монастыря, принесли с К. в школу». Чуть позже он изобразил этот череп в натюрморте. Именно натюрморт стал основным (а в зрелости — единственным) жанром в его творчестве. Увлечения детства художник пронес через многие годы, современники называли его однолюбом во всем — в искусстве и в жизни.

Со своей будущей женой, Лидией Павловной Хабаровой, он познакомился в первом классе и провел с ней всю жизнь, до самой своей кончины.

В 1941 году, благодаря своей учительнице из художественной студии, Краснопевцев поступил сразу на второй курс Московского областного художественного педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года на отделение сценографии. Его педагогом стал Антон Чирков, выпускник ВХУТЕМАСа, учившийся в свою очередь у Ильи Машкова, Петра Кончаловского и Александра Осмёркина. Для Дмитрия Краснопевцева Чирков стал первым наставником и вдохновителем, который преподавал не только мастерство, но учил искренности и любви к искусству». Однако, уже через год, в связи с призывом в армию, Краснопевцев был направлен в военное училище на Дальний Восток. Там Дмитрий Михайлович начал вести подробные дневники — прежде всего потому, что он был практически лишен возможности читать. После окончания Великой Отечественной войны Краснопевцев вернулся в Москву и закончил художественное училище, а затем продолжил учебу в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Там он учился шесть лет, в классе талантливого преподавателя Матвея Доброва — мастера миниатюрного офорта и экслибриса, по воспоминаниям современников, хранителя духа дореволюционной России. Добров учился в Париже, о котором Краснопевцев мечтал всю жизнь и который ему так и не удалось посетить.

Первую известность и признание работы Краснопевцева получили в конце 1950-х годов, благодаря квартирным выставкам. В эти годы Краснопевцев познакомился со знаменитым пианистом Святославом Рихтером, и у них сложились теплые дружеские отношения. Рихтер с интересом следил за неофициальной художественной жизнью Москвы и особенно ценил творчество Краснопевцева. В 1962 году в квартире Рихтера на улице Неждановой была устроена первая выставка художника, а вторая прошла в новой, большой квартире Рихтера на Малой Бронной, и именно она стала особенно важной, программной в первую очередь для самого художника. Попасть на выставку можно было по приглашению, гости приходили небольшими группами в указанные часы и дни недели.

В эти жегоды Краснопевцев принимал участие и в групповых выставках неофициальных художников в СССР и за рубежом. Начиная с конца 1960-х годов и вплоть до самой смерти художника его работы выставлялись по всему миру: в США, Франции, Швейцарии, Австрии, ФРГ, Италии, Японии. Сам художник никогда не гнался за славой, говорил, что не видит свои работы в пространствах галерей или музеев, что место им — в квартирах людей, чьи сердца откликаются на его творчество.

Исследователи сходятся во мнении, что именно к концу 1960-х годов Краснопевцев вошел в период творческой зрелости. В это время он отказался от живописи на холсте и начал работать исключительно с оргалитом.

Натюрморты этого периода становятся более сложносоставные, наполненные бо́льшим количеством изображенных предметов: ветками, крестами, свечами, манускриптами, раковинами, камнями, черепами. Краснопевцев окончательно перестал писать с натуры, хотя в его картинах бесспорно угадываются предметы из той самой коллекции деда, которую художник продолжал собирать в мастерской, создавая в ней особую, неповторимую атмосферу. Он делал множество набросков, карандашом, ручкой, позже — фломастером, далее разрабатывал композицию и тщательно прописывал все детали. Краснопевцев вырабатывает своеобразный колорит, который сам называет «античным». Сероватые, охристые, пепельные тона, всегда сдержанные и приглушенные, кажется заключают в его работах наслоения времен, пыль веков, налет истории.

Семидесятые и восьмидесятые годы для художника были особенно плодотворными.

В 1992 году состоялась крупная персональная выставка Краснопевцева в Центральном доме художника в Москве. Затем еще одна, собранная из лучших образцов его живописи, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Это произошло прежде всего благодаря директору Ирине Антоновой, которая высоко ценила искусство Краснопевцева. Через год после той выставки в Пушкинском музее открылся Музей личных коллекций, которому Святослав Рихтер передал в дар часть своей коллекции живописи и графики Дмитрия Краснопевцева. Позже, после смерти Дмитрия Михайловича, вдова художника Лидия Павловна передала музею большое количество его работ, предметы обстановки мастерской и собранную несколькими поколениями семьи Краснопевцевых коллекцию редкостей. Со временем собрание произведений художника в ГМИИ им. А.С. Пушкина пополнилось дарами И.П. Хабаровой, А.М. Бадалян, Е.Н. Пенской, Г.В. Зыковой.

Дмитрий Краснопевцев получил признание как выдающийся мастер советского неофициального искусства. Его работы экспонируются на многих выставках в нашей стране и за рубежом. Искусствоведы в своих исследованиях часто обращаются к творчеству Краснопевцева.

Сайты Музея